Уровень исполнения странами БРИКС решений саммита в Форталезе составил 70%
Уровень исполнения странами БРИКС решений саммита в Форталезе составил 70%
Исполнение странами БРИКС решений, принятых лидерами на саммите 2014 г. в Форталезе, оказался на уровне среднего за последние четыре года (70%), согласно докладу, подготовленному международной Исследовательской группой БРИКС.
В докладе представлены результаты мониторинга реализации 8 решений из 68, зафиксированных в документах саммита 2014 г. Наиболее высокий уровень исполнения был зафиксирован по имплементации Конвенции о биологическом разнообразии (100%). Всеми странами БРИКС в период мониторинга осуществлялись действия направленные как на защиту отдельных видов живых организмов и их среды обитания, так и комплексные меры, затрагивающие экономические и социальные аспекты экологической проблематики.
Практически все страны БРИКС активно реализовывали обязательство по достижению Целей развития тысячелетия в области образования (уровень исполнения – 90%), добиваясь всеобщего начального школьного образования и ликвидации неравноправия по половому признаку в этой сфере.
На том же уровне были оценены усилия стран БРИКС по международному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции, в том числе через сотрудничество между правоохранительными органами в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.
Большинство стран БРИКС принимали активные меры по реализации Контртеррористической стратегии ООН (80%) во всех четырёх основных сферах, указанных в этом документе.
Средний уровень реализации решения по обеспечению репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждансоставил 80%. Бразилия, Россия и ЮАР полностью выполнили данное обязательство, предприняв в период мониторинга меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья населения, поддерживая репродуктивные права, что выражалось, среди прочего, в отсутствии ограничений количества детей в семье.
В соответствии с обязательством по расширению сотрудничества в отношении проблем размывания налогооблагаемой базы и вопросов обмена информацией в налоговых целях, страны БРИКС активно взаимодействовали с ОЭСР, в том числе начали внедрять в национальное законодательство нормы, предусмотренные Планом действий по противодействию размыванию налоговой базы и перемещению прибыли (BEPS). Большинство стран БРИКС также обозначили сроки начала автоматического обмена налоговой информацией в соответствии со стандартами ОЭСР (уровень исполнения – 60%).
По итогам мониторинга поддержки процесса стабилизации в Афганистане средний балл составил 60%. Практически все страны БРИКС оказывали этой стране содействие, как для поддержания безопасности, так и социально-экономического развития и эффективного внутреннего управления.
Единственным обязательством, по которому не было достигнуто прогресса, стало реформирование Договоренности о правилах и процедурах разрешения торговых споров в рамках ВТО. Несмотря на то, что международная торговля всегда являлась одним из центральных приоритетов повестки дня форума, и члены БРИКС неоднократно выражали поддержку многосторонней торговой системе и центральной роли ВТО в ней, в период мониторинга им не удалось способствовать продвижению переговорного процесса и активизации диалога по изменению Договоренности о правилах и процедурах разрешения торговых споров.
Результаты мониторинга показывают важность повышения «эффективности работы БРИКС за счёт усиления отчетности о выполнении государствами-участниками принятых ими ранее обязательств», как это зафиксировано в Концепции председательства России в БРИКС.
Оценки за исполнение обязательств саммита БРИКС в Форталезе 2014 г., %
|
Бразилия |
Россия |
Индия |
Китай |
ЮАР |
Средняя |
Торговля: Договорённость о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Региональная безопасность: Афганистан |
0 |
100 |
100 |
100 |
0 |
60 |
Окружающая среда |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Развитие: ЦРТ в области образования |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
90 |
Финансовое регулирование: Размывание налогооблагаемой базы и перемещение доходов |
50 |
50 |
50 |
100 |
50 |
60 |
Права человека |
100 |
100 |
50 |
50 |
100 |
80 |
Терроризм |
50 |
100 |
100 |
100 |
50 |
80 |
Преступность и коррупция |
100 |
100 |
50 |
100 |
100 |
90 |
Средняя |
56 |
81 |
69 |
81 |
63 |
70 |
Приоритетные обязательства саммита БРИКС в Форталезе 2014 г.
Приоритет |
Обязательство |
Торговля: Договорённость о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров |
Мы решительно поддерживаем систему урегулирования споров ВТО, которая является основой безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы, и будем расширять наш диалог по связанным с ней субстантивным и практическим вопросам, в том числе в ходе текущих переговоров по реформе Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров в рамках ВТО. |
Региональная безопасность: Афганистан |
Мы также вновь заявляем о нашей решимости оказывать поддержку становлению Афганистана как мирного, стабильного и демократического государства, свободного от терроризма и экстремизма, и подчеркиваем необходимость повышения эффективности регионального и международного сотрудничества в целях стабилизации ситуации в Афганистане, в том числе посредством мер по борьбе с терроризмом. |
Окружающая среда |
Мы вновь заявляем о нашей приверженности осуществлению Конвенции о биологическом разнообразии и протоколов к ней, уделяя особое внимание Стратегическому плану по биоразнообразию на 2011-2020 годы и Айтинским задачам. |
Развитие: ЦРТ в области образования |
[Мы вновь заявляем о нашей решимости добиться ускорения прогресса в деле достижения к 2015] связанных с образованием целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия |
Финансовое регулирование: Размывание налогооблагаемой базы и перемещение доходов |
[Поэтому мы подтверждаем] наше стремление расширять сотрудничество в рамках международных форумов, посвященных проблемам размывания налогооблагаемой базы и вопросам обмена информацией в налоговых целях. |
Права человека |
мы заявляем о нашей решимости обеспечить охрану сексуального и репродуктивного здоровья, а также репродуктивные права для всех. |
Терроризм |
[Мы считаем, что центральная роль в координации международных мер по борьбе с терроризмом принадлежит ООН и что эти меры должны осуществляться в соответствии с международным правом, и в частности Уставом ООН, и при соблюдении прав человека и основных свобод.] В этой связи мы подтверждаем нашу приверженность осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии ООН. |
Преступность и коррупция |
Мы преисполнены решимости бороться с подкупом национальных и иностранных должностных лиц и укреплять международное сотрудничество, в том числе между правоохранительными органами, в соответствии с установленными на многосторонней основе принципами и нормами, и особенно в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции |
Подробнее с методологией, системой оценки и действиями стран по исполнению решений можно ознакомиться в полной версии доклада на английском языке и расширенной версии пресс-релиза на русском языке.
Исследовательская группа БРИКС является ведущим независимым источником информации и анализа взаимодействия в рамках БРИКС и готовит доклады об исполнении странами БРИКС коллективных обязательств, начиная с саммита 2011 года в Санье. Со-основателем группы от России является Институт международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИМОМС НИУ ВШЭ). Официальные документы БРИКС, исследования и доклады публикуются на сайте ИМОМС НИУ ВШЭ (www.iori.hse.ru/en/bric).
При анализе исполнения обязательств, Исследовательская группа БРИКС опирается на общедоступную информацию, официальные документы и сообщения СМИ. Для обеспечения точности и полноты анализа учитываются комментарии от различных заинтересованных сторон. Оценки исполнения могут быть изменены в случае получения новой информации. Все отзывы остаются анонимными. Комментарии необходимо направлять по адресу iori@hse.ru. Ответственность за содержание доклада лежит исключительно на авторах и аналитиках Исследовательской группы БРИКС.