Сергей Лавров / Прикупить "ДЖОКЕР": приоритеты экономического и информационного сотрудничества БРИКС следует расширить
Сергей Лавров, к.и.н., Советник Департамента внешних связей "Внешэкономбанка"
Проблематика направлений практического сотрудничества в рамках БРИКС весьма многогранна. Хотелось бы остановиться на ряде аспектов, заслуживающих, на мой взгляд, более пристального внимания.
Первое. В ряду областей мирового хозяйства, в которых БРИКС может и должен позиционировать себя как значимый глобальный актор – водохозяйственная сфера, проблематика водных ресурсов.
Случайно или нет, БРИКС объединяет крупнейшие страны – обладатели пресноводных ресурсов: Бразилию, Россию, Китай, Индию. По оценкам специалистов, уже в недалекой перспективе, через 10-20 лет вода станет одним из ключевых ресурсов, определяющих экономическое развитие в мире, качество уровня жизни.
Именно страны БРИКС, выступающие за установление более справедливого и равноправного международного экономического порядка, опираясь на лежащую в основе БРИКС философию взаимного уважения интересов друг друга, что исключает экономический диктат и доминирование, должны вносить определяющий вклад в формирование принципов, регулирующих этот сегмент мирового хозяйства.
Более того, к налаживанию межгосударственного сотрудничества между странами БРИКС по воде подталкивают приоритеты устойчивого развития самих этих стран – для Китая, Индии, Бразилии острейшим императивом является существенное улучшение доступа населения к чистой питьевой воде. Для всех стран БРИКС остро стоит и проблема водосбережения.
Все это делает БРИКС идеальной площадкой для развертывания многостороннего сотрудничества по водной тематике, причем по всему спектру – от разработки перспективных технологий водоочистки и водосбережения до соответствующих международно-правовых норм.
В этой связи представляется целесообразным и своевременным уделить этому направлению не только хозяйственной, но и научно-технической деятельности самостоятельное внимание путем создания в рамках механизма межправительственного сотрудничества отдельную Рабочую группу БРИКС по вопросам водных ресурсов.
Второе. Анализируя опыт экономического и инвестиционного сотрудничества за более чем 10 лет в рамках близкого БРИКС по духу объединения ШОС, можно констатировать, что ожидания, связанные с реализацией масштабных инвестиционных проектов как главного мотора многостороннего экономического взаимодействия и кооперации пока не оправдались, выяснилось, что крупных сетевых многосторонних инвестиционных проектов практически нет.
С учетом этих уроков, как представляется, странам БРИКС надо с первых шагов поощрять различные формы промышленной кооперации, развивать совместное производство, например, в области космической и авиационной техники, ИКТ, нано и биотехнологий, максимально используя к пользе каждого совокупный объем рынка стран БРИКС. Также искать и новые формы.
Почему бы не помечтать о создании странами БРИКС – всеми или конкретно заинтересованными, межгосударственных, многосторонних консорциумов, основанных на принципах промышленной кооперации и совместного производства конечной продукции как результата многосторонней технологической цепочки? Почему бы в данном случае, не использовать пример Европейской аэрокосмической корпорации, консорциума по Аэробусу?
Можно пойти еще дальше – по пути сложения в многосторонних холдинг-компаниях (МХК) соответствующих активов, взаимодополняющих или однопрофильных. Разве сложение усилий бразильских и российских, к примеру, авиастроителей по производству легких учебных самолетов-истребителей, не пойдет на пользу обеим участвующим сторонам? Можно конечно, получать эстетическое удовольствие от их конкурентной битвы за контракт, скажем, Индонезии, но по сути, такая «конкуренция» будет играть за или против БРИКС?
Как представляется, очевидным примером для сложения усилий и активов стран БРИКС в форме создания МХК, могло бы стать учреждение специальной многосторонней компании по утилизации хвостохранилищ горнорудного производства. Думаю, что эта тема носит весьма злободневный характер практически для всех стран членов БРИКС, в которых развита добыча минерального сырья и существуют острые проблемы экологии.
Существенным преимуществом БРИКС по сравнению, к примеру, с объединением стран в формате ШОС, заключается именно в том, что страны БРИКС как представляется, находятся в настоящее время по отношению друг к другу в гораздо большей степени сопоставимости технико-экономического уклада, уровня экономического развития.
Вместе с тем, это – не постоянная данность. Как свидетельствует аргументированный доклад академика С.Ю.Глазьева на прошедшей в апреле с.г. конференции в РИСИ, Китай и Индия активно обходят Россию по темпам развития кластера технологий, которые в ближайшие 10-20 лет составят ядро нового технологического уклада мировой экономики, пользуясь преимуществами и достоинствами выбранной руководством этих стран модели смешанной или конвергентной экономики.
Третье. Позиционирование БРИКС как важной самостоятельной группы стран, выступающей за более справедливое, равноправное и сбалансированное мировое устройство требует решительного повышения внимания стран БРИКС к информационному сопровождению своей деятельности, к информационной составляющей совместной деятельности как таковой, что представляется шире, чем проблематика международной информационной безопасности. Вопросам взаимодействия в сфере ИКТ следует уделять такое же приоритетное внимание, как в валютно-финансовой сфере, где страны БРИКС уже предприняли ощутимые действия.
Не менее важно, чем создание НБР, чтобы страны БРИКС располагали возможностями активно доводить свою консолидированную точку зрения до глобальной аудитории, иметь свой заметный голос, преодолевая монополию США и Запада также в мировом информационном пространстве.
А отсутствие пока такого информационного голоса остро ощущается. Вот, например, оценка положения дел с распространением информации о БРИКС в академических/экспертных кругах исполнительным директором НКИ БРИКС, одним из ведущих российских специалистов по проблематике БРИКС Г.Д.Толорая: «…Ведь они пока плохо знают друг друга, общаются в основном на западных площадках, а о ситуации в странах-партнерах судят по публикациям, выходящим на Западе».*1 А вот перекликающееся почти дословно наблюдение члена Общественной палаты РФ, политолога Сергея Маркова: «Понимание друг друга приходит через средства массовой информации и через экономические институты. Здесь у нас (т.е. БРИКС) исключительно плохая ситуация». По словам Маркова, участники стран БРИКС узнают друг о друге исключительно через англоязычные средства массовой информации. В пример англоязычных СМИ он привел Reuters, BBC, CNN. "Это то, откуда мы узнаем о происходящем в Индии, в Бразилии, и то, откуда они узнают о происходящем у нас", — добавил Марков.*2
Этой цели могло бы служить формирование странами БРИКС собственной сети глобального информационного вещания. Понимая под этим, в частности, собственную орбитальную группировку информационно-коммуникационных спутников БРИКС, сеть приемно-передающих станций, способных охватить благодаря расположению стран БРИКС практически все континенты и полушария. Такой долгосрочный инфраструктурный проект, требующий немалых финансовых ресурсов, мог бы стать одним из пилотных инвестпроектов для НБР и национальных институтов развития стран БРИКС.
Сюда хорошо вписывается налаживание более тесного сотрудничества в информационной сфере и по другим линиям: это может быть, например, создание особого информационного агентства БРИКС (такая идея уже высказывается рядом российских экспертов и политологов). На мой взгляд, столь же уместной представляется другая – менее затратная модель – через партнерство между ведущими СМИ, информационными каналами – по обмену информацией, созданию совместных программ и информационных продуктов (неужели ведущие теле/радиоканалы стран БРИКС – для начала государственные или пользующиеся дотациями из госбюджета – не в состоянии выделять на условиях взаимности хотя бы 10 минут ежедневно основного эфирного времени для новостных сводок о значимых событиях в странах-партнерах?). Кстати, одно другого не отменяет, но почему для транслирования взглядов и информации БРИКС обязательно надо создавать отдельную новую структуру? Разве государственные каналы стран БРИКС не обязаны учитывать в своих программах государственную политику и приоритеты?
Сюда же можно было бы отнести и целый комплекс мер в области образования по разъяснению общественности, распространению, прежде всего среди молодежи, ценностей и философии, лежащих в основе БРИКС, подходов и оценок БРИКС к решению глобальных проблем (например, ведущие ученые и эксперты стран БРИКС могли бы совместно подготовить методические материалы, лекционный курс/цикл для преподавания тематики БРИКС в профильных вузах своих стран и т.д.).*3
Общая цель такой совместной деятельности: систематическими целенаправленными усилиями расширить присутствие тематики БРИКС в информационном пространстве, довести точку зрения стран БРИКС до глобальной аудитории, не забывая о важности формировать широкий общественный консенсус в гражданском обществе и среди элит самих стран БРИКС, в частности, если говорить о России, – формировать значимую гражданскую опору деятельности БРИКС, настроений в пользу БРИКС на основе понимания и признания полезности и целесообразности участия России в группе стран БРИКС как важного компонента внешнеполитической стратегии и позиционирования России в мире в XXI-ом веке.
Четвертое. Судя по документам последних саммитов БРИКС, среди установленных приоритетов совместной деятельности оказалось не выделенным важнейшее направление, связанное с определением совместимости (имея в виду затем их сближение) национальных законодательств и правоприменительных практик, прежде всего в областях, напрямую затрагивающих условия экономического и инвестиционного сотрудничества. А ведь это – один из мощнейших факторов содействия экономическому и финансовому взаимодействию, развитию прочных кооперационных связей, использованию национальными производителями преимуществ совокупного объема рынка стран БРИКС. Причем такая работа по сопоставлению и сближению законодательных режимов или выработка общих применимых пониманий и правил сама по себе не требует многомиллионных финансовых затрат.
В практическом плане представляется целесообразным учредить для проведения такого сравнительного анализа и выработки конкретных рекомендаций Специальную рабочую группу с привлечением как представителей профильных ведомств, так и национальных законодателей и ведущих экспертов стран БРИКС.
Более того, выработка приемлемых правовых режимов регулирования экономической/инвестиционной деятельности, действующих на всем пространстве стран БРИКС, способна дать позитивный эффект немедленно по достижению тех или иных договоренностей, а не в какой-то отдаленной перспективе.
Помимо работы по гармонизации законодательных практик, почему бы не предусмотреть такие весьма полезные меры как запуск форума/механизма регулярного обмена опытом представителей судебной системы стран БРИКС, прежде всего с акцентом на сравнение практики решения экономических, хозяйственных, инвестиционных споров.
В перспективе, если действительно серьезно подходить к вопросам развития внутрирегионального экономического взаимодействия и связей БРИКС, желательно разработать и внутрибриксовский механизм урегулирования споров – на определенном этапе должен быть поставлен в повестку дня и вопрос о создании в формате БРИКС собственного Высшего Экономического или Арбитражного Суда.
Хотелось бы надеяться, что в ходе предстоящих форумов стран БРИКС в Уфе в июле с.г. указанные вопросы найдут определенное отражение.
Сноски:
1.Г.Д.Толорая. Зачем России БРИКС? «Россия в глобальной политике» 19.02.2015, №1, 2015
2. Оригинал публикации: http://ria.ru/world/20150305/1051040917.html#ixzz3TyiWkpwj
3. см, например, А.Г.Савойский. БРИКС: единство интересов гражданского общества, бизнес-сообщества и институтов государственной власти. 12.01.2015
Среди рекомендуемых им мер: «15. создание возможности довести мнение политиков, экспертов и политологов до гражданского общества и международного сообщества БРИКС (пресса, интернет-сайты, телевидение);».
Оригинал публикации: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=678126&soch=1