ИТОГИ VI АКАДЕМИЧЕСКОГО ФОРУМА БРИКС
ИТОГИ VI АКАДЕМИЧЕСКОГО ФОРУМА БРИКС
2014, 18-19 Марта - В Рио-де-Жанейро (Бразилия) прошёл VI Академический форум БРИКС
Дискуссии были организованы в рамках десяти сессий, на которых обсуждались актуальные для пяти стран объединения и мира в целом проблемы. В работе форума приняли участие более двухсот ведущих учёных и экспертов из пяти стран БРИКС. По итогам принят ряд документов для саммита лидеров стран объединения в Форталезе, в том числе согласованы параметры подготовки расширенного варианта долгосрочной стратегии БРИКС.
Следующий академический форум будет проведён в России.
В целях более подробного ознакомления специалистов с основными направлениями исследовательской работы в рамках объединения экспертных центров пяти стран ниже публикуем краткую информацию об основных итогах обсуждений.
Сессия 1. БРИКС и их соседи: торговля и инвестиции
В ходе этой сессии рассматривались три ключевых аспекта: торговые потоки, прямые зарубежные инвестиции, преференциальные соглашения. Основной вопрос, рассмотренный на этой сессии, — увеличение торгового оборота и инвестиций между странами БРИКС. Участники сессии пришли к заключению о том, что более глубокая интеграция пока не стоит на повестке дня, хотя общая заинтересованность в расширении сотрудничества признана всеми участниками обсуждения. Кроме того, и это принципиально важно, торговые отношения рассматриваются не столько как цель, сколько как инструмент социально-экономического развития.
Было подчёркнуто, что естественными областями для расширения сотрудничества пяти стран могут стать сектор услуг (ИКТ, транспорт, финансирование торговли и т. п.), сокращение временных затрат и издержек в торговых операциях между странами БРИКС, создание производственно-сбытовых цепочек пяти стран («сделано в БРИКС»), определение совместной повестки дня для многосторонней торговли.
Сессия 2. Устойчивое инклюзивное развитие
В рамках данной сессии обсуждались вопросы формирования повестки дня ООН после 2015 года, объединяющие устойчивое развитие и цели развития тысячелетия (ЦРТ); подходы БРИКС к целям глобального устойчивого развития; реализация экологических протоколов «Рио+20».
Несмотря на разные ступени развития и проблемы, с которыми сталкивается каждая из стран, участники панельной дискуссии смогли выявить целый ряд общих вызовов, включая вопросы борьбы с бедностью и неравенством, роль инфраструктурных проектов для достижения ЦРТ, демографические проблемы, а также необходимость улучшения национальных стандартов и индексов развития. Кроме того, участники стран БРИКС согласились с необходимостью обмена опытом в вопросах устойчивого развития и отметили возможность влияния пяти стран на формирование повестки дня ООН после 2015 года.
Сессия 3. Сотрудничество БРИКС в области международного развития
Среди обсуждаемых вопросов можно отметить определение и измерение сотрудничества в области международного развития (СМР); мониторинг и критерии оценки СМР; сотрудничество между соответствующими национальными агентствами. Участники панельной дискуссии договорились о том, что концепцию официальной помощи развитию (ОПР) необходимо модернизировать. Банк развития БРИКС призван стать необходимым инструментом регионального развития. Была подчёркнута важность выработки совместной позиции стран БРИКС по вопросам политики в области развития и неоднозначности толкования термина «экономика в стадии становления». Среди интересных предложений на этой сессии можно отметить укрепление сотрудничества в сфере обмена статистической информацией, а также заинтересованность каждой из стран в работе форума по сотрудничеству в целях развития ЭКОСОС.
Сессия 4. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в странах БРИКС
Данная сессия была посвящена вопросам эволюции научно-технологических исследований и инновационных проектов в странах БРИКС; глобальному управлению Интернетом и политике в этой сфере пяти стран; роли образования и бизнеса в этой области. Участники дискуссии согласились с тем, что существует разрыв между долей стран БРИКС в сфере мировых научных разработок и инноваций, где в качестве показателя используется количество запатентованных технологий. Было предложено разработать дополнительные показатели к уже существующим индексам — количеству патентов, проценту инвестиций на научно-исследовательские проекты по отношению к ВВП. Также с учётом того, что население стран БРИКС составляет почти половину мирового населения, было отмечено, что они должны быть более активными в разработке правил управления интернет-пространством.
Сессия 5. Мир и безопасность
Следующая сессия, посвящённая вопросам мирного сосуществования и безопасности, проблемам борьбы с терроризмом, кибербезопасности и перспективе создания вооружённых сил стран БРИКС, пожалуй, была наиболее остродискуссионной. Участники сессии не смогли обойти стороной и крымский вопрос, однако какой-либо критики действий России не прозвучало. По заявленным темам выступающие отметили необходимость реорганизации глобального управления в связи с изменением баланса сил на международной арене. Кибербезопасность стала доминирующей темой дискуссии, поднимались также вопросы кибершпионажа, конфиденциальности, обеспечения гражданских прав и вопросы международного регулирования киберпространства. Ряд выступающих отметили необходимость дополнительных усилий со стороны стран-участниц в увеличении политического веса в многосторонних институтах.
Сессия 6. Новый средний класс
В рамках данной сессии были рассмотрены различные концепции и определения среднего класса в странах БРИКС, политической экономии потребительских рынков. Было проведено сравнение этой группы населения по всем пяти странам. Была подчёркнута необходимость выработки более чёткого определения среднего класса для стран БРИКС, обращено внимание на наличие принципиальных различий между традиционным средним классом и новым средним классом, обсуждены проблемы противоречивой позиции среднего класса с точки зрения его роли в стабилизации экономической и политической ситуации в этих странах.
Сессия 7. Ускоренная урбанизация: вызовы мегаполисов
Каждый выступающий предлагал своё видение наиболее острых проблем, характерных для каждой из стран-участниц. Мегаполисы были признаны центрами международных зарубежных инвестиций. При этом для всех мегаполисов характерен разрыв между небольшими богатыми районами и бедными окраинами. В данном контексте проблемы мегаполисов связаны с транспортными пробками, загрязнением воздуха, недостаточным обеспечением продовольствием и дефектами в инфраструктуре, дефицитом социального жилья и повышенной чувствительностью к рискам, что, в свою очередь, ведёт к потенциальным социальным взрывам, подобным «арабской весне». Так как большинство из существующих мегаполисов находятся в странах БРИКС, было признано важным продвигать инициативы межинституционального сотрудничества, обмена опытом и инновациями, определения сопоставимых стандартов и междисциплинарного исследования общих проблем.
Сессия 8. Производительность и «ловушка среднего уровня дохода»
Выступающие проинформировали о динамике доходов в своих странах. Большое внимание, в частности, было уделено проблемам структурных диспропорций в экономике, которые приводят к торможению роста доходов среднего класса. Было подчёркнуто, что проблема «ловушки среднего уровня дохода» напрямую связана с динамикой конкурентоспособности экономик этих стран. Наиболее реальным выходом из такой «ловушки» являются меры по переходу от ресурсоориентированного роста, опирающегося на дешёвую рабочую силу и капитал, к росту, базирующемуся на повышении производительности труда и инновациях, что требует структурных реформ и инвестиций в инфраструктуру и образование.
Сессия 9. Глобальное управление
Основной целью данной сессии стала необходимость оценить роль БРИКС в глобальном управлении, в том числе взаимодействие пяти стран в рамках многосторонних институтов, участие в глобальных производственных цепочках, а также возможности выдвижения двусторонних инициатив и их воздействия на мир в целом.
Говорилось о тектоническом сдвиге в системе глобального управления, которая может распасться на две подсистемы в связи с кризисом в отношениях Востока и Запада из-за Украины.
Также все выступающие определили важность в условиях изменения баланса сил в современном мире модификации созданных в иных условиях ООН, МВФ, ВБ и ВТО, участники дискуссии сошлись во мнении относительно необходимости для стран БРИКС выступать единым фронтом.
Были отмечены области, в которых объединению следует активнее добиваться реформ, — это прежде всего экология, мир и безопасность, международная торговля, сельское хозяйство. Также все участники согласились с необходимостью и далее продолжать добиваться общей позиции по процедурам, методам, критериям и средствам капитализации будущего банка развития. Представитель Бразилии сформулировал теорию, согласно которой участие БРИКС в глобальном управлении может развиваться по трём сценариям: врастание в существующую систему, создание «зеркальной» структуры, формирование структуры глобального управления в «свободных нишах» (таких как экология, продовольственная безопасность, водные ресурсы и т. п.). Была подчёркнута важность стремления к тому, чтобы БРИКС перехватил инициативу «формулирования правил» мирового производства и обмена.
Сессия 10. Социальная защита
В рамках последней сессии форума выступающие в основном сосредоточили своё внимание на представлении национальных программ социальной защиты. Были сделаны попытки сравнить такие программы в странах БРИКС, хотя и в разных сферах. Впрочем, все участники согласились с тем, что эта область должна оставаться прерогативой государства. Также было отмечено, что, несмотря на то, что все эти страны прошли через периоды быстрого роста и значительного сокращения бедности в последние годы, впереди ещё много работы, в частности, остаётся насущная необходимость разработать более эффективные индикаторы для определения локальных проблем и нужд. В целом, разнообразие опыта стран БРИКС в этой области представляет собой дополнительные возможности обмена передовым опытом и знаниями и улучшения ситуации во всех пяти странах.
Виктория Панова,
советник по стратегическому планированию НКИ БРИКС,
Рио-де-Жанейро — Москва