Александр Савойский / БРИКС: единство интересов гражданского сообщества, бизнес-сообщества и институтов государственной власти
«Сотрудничество в Группе БРИКС рассматривается Россией как одно из важных, стратегических направлений её внешнеэкономической и политической деятельности на международной арене», - Савойский Александр Геннадьевич, к.п.н., докторант РУДН, эксперт российской правительственной делегации на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Данная статья посвящена истории создания и концепции Группы БРИКС, тематике её форумов, роли экономической дипломатии, гражданского сообщества и молодого поколения в интеграции государств, а также миссии США в развитии международных организаций.
Ключевые слова: БРИКС, гражданское сообщество, матрица истории, планирование, экономическая дипломатия, США – Евросоюз.
2014 год – особенный в истории международного форума Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Прежде всего, этот год необычен для Группы БРИКС тем, что начался её второй цикл.
Как появился БРИКС
Создать новую международную организацию планировалось ещё в 2001 году. Тогда же англичанин Джим О’Нил (Jim O’Neil), аналитик одного из крупнейших в мире банков «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) со штаб-квартирой в Нью-Йорке, предложил и её название, как аббревиатуру по начальным буквам стран, которые, как предлагалось, в неё войдут. На начальном этапе эту международную организацию составляли четыре государства: Бразилия, Россия, Индия и Китай (Brazil, Russia, India, China), а слово «БРИК» рассматривалось в переводе как «кирпич» (англ. Brick – [brik]), подразумевая при этом мировую экономическую систему. Последовали научные исследования, оценки и глобальные прогнозы экономической команды «Голдман Сакс» по функционированию такой организации на период до 2050 года.
Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года при Президенте России Владимире Путине. Во время сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх быстро развивающихся стран. В 2011 году по приглашению Китая к ним присоединилась пятая страна – Южно-Африканская Республика (South Africa). Так появилась международная организация БРИКС (BRICS) со «множеством кирпичей» в её названии.
I саммит БРИК на высшем уровне состоялся в России (Екатеринбург, дворец Севастьянова; 16 июня 2009). II саммит БРИК прошёл в столице Бразилии 15–16 апреля 2010 года. III саммит, теперь уже БРИКС, состоялся в Китае, город Санья, 13–14 апреля 2011 года; IV – в Индии, Нью-Дели, 28–29 марта 2012 года, V – в ЮАР, Дурбан, 26–27 марта 2013 года.
Форумы БРИКС как механизм экономической дипломатии
Если «Группу восьми» рассматривали на международной арене, как политический клуб лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, а «Группу двадцати» – как платформу для расширенного политического диалога и консолидации политической воли лидеров «Большой двадцатки», то саммиты БРИКС имеют изначально экономическую направленность. Обсуждение политической проблематики касалось, в основном, вопросов назревшего реформирования ООН и ситуации в горячих точках планеты.
На саммитах рассматривались проблемы глобальной продовольственной и энергетической безопасности, развития Африканского континента, преодоления последствий мирового экономического кризиса, создания нового финансового порядка и бóльшего влияния в ряде международных экономических организаций, как Всемирный банк (ВБ), Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирная Торговая Организация (ВТО). На полноформатном саммите БРИКС–2011 обсуждались также вопросы взаимного экономического сотрудничества с использованием национальных валют, постепенного отказа от евро и доллара в расчётах между странами, что предусматривает процесс укрепления национальных валют. Однако, возможно, лишь с 2015 года такие договорённости начнут, наконец, осуществляться.
Определилось основное направление форумов БРИКС. Это координация международного экономического сотрудничества между пятью быстро развивающимися государствами, их промышленный и сельскохозяйственный оборот, инвестирование, а также взаимодействие между гражданским сообществом, в целях обсуждения существующих в обществе проблем и продвижения положительного имиджа за рубежом.
В последние годы формат международной организации БРИКС расширился форумом министров финансов, торговли и сельского хозяйства. С 2012 года в Москве ежегодно проводится Международный Гражданский БРИКС (Civil BRICS) с участием научных экспертов и представителей молодёжи. В круг его вопросов вошло обсуждение социальных проблем (внутренних и международных) в рамках партнёрства гражданского сообщества в области образования, науки, культуры, экологии и бизнеса. В октябре 2012 года появился первый номер международного делового журнала BRICS Business Magazine, заработал международный интернет-портал. Его редакционный совет возглавил российский финансист Рубен Варданян. Международное издание «Экономист» (The Economist) ежегодно публикует таблицы социально-экономической статистики государств БРИКС. Среди новых областей сотрудничества выделены научная сфера, молодежная политика, проблемы демографии и прочее.
6-й по счёту форум БРИКС (1-й саммит второго цикла) прошел в городе Форталеза (Бразилия) с 15 по 17 июля 2014 года. В России планируется также проведение VII форума лидеров стран БРИКС–2015 и Молодёжного саммита БРИКС в Уфе с 9 по 10 июля, а также бизнес-саммита БРИКС в Санкт-Петербурге 18 и 19 июня 2015 года.
Российская структура БРИКС
В ходе первого цикла деятельности БРИКС, в России наметилась институциональная инфраструктура этой международной организации. Всю деятельность саммита на высшем и министерском уровне, как и форумы Гражданский БРИКС, координирует МИД России. В основную структуру Организационного комитета входят представители гражданского общества, научного, экспертного и студенческого сообщества страны. Среди основных организаций, занимающихся исследованием, научными публикациями и участием в проведении форумов, следует назвать Национальный комитет по исследованию БРИКС совместно с Фондом «Русский мир»; Институт мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН), Российский совет по международным делам (РСМД), Московский государственный институт международных отношений – Университет (МГИМО (У)) МИД России, Российский Университет Дружбы Народов (РУДН), Межфакультетский координационный совет МГУ имени М.В.Ломоносова по исследованию проблем БРИКС (МКС МГУ БРИКС), Институт международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИМОМС НИУ ВШЭ), Международный Университет в Москве, Межрегиональную общественную благотворительную организацию «Парус надежды», Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «Оптима Проект» и многие другие. За прошедшие годы сложилось взаимодействие с парламентскими и общественными организациями по международному и гуманитарному сотрудничеству, со структурами общественной или публичной дипломатии.
Группа БРИКС как ячейка исторической матрицы
БРИКС, как международная организация, обладает большим экономическим весом, потенциалом в мировой экономике и публичной дипломатии, нацелена на будущее и представляет собой одну из ячеек исторической матрицы. Матрица истории – это своеобразное депо содержащихся внутри элементов, состоящих из различных форм фиксирования исторических фактов, событий и процессов, описания времени, пространства, векторов направленности, причин, следствий и взаимосвязей. Эти элементы в любой момент воспроизводят по требованию определённый исторический эпизод или целую эпоху, являются постоянным источником для научных исследований и творческой интерпретации в науке и культуре: литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Исторической матрице свойственно несколько уровней развития:
- микроуровень (история отдельного государства),
- билатеральный (двусторонние межгосударственные отношения),
- плюрилатеральный (международные отношения между группой государств, например G20/BRICS),
- мегауровень (геополитические и многосторонние экономические отношения между странами мира).
В соответствии с данными уровнями, можно рассматривать матрицу идентичности государств, матрицу их взаимосвязей с другой страной или группой стран и матрицу международного порядка.
Историческая логистика, основанная на реальных фактах, сама по себе нейтральна. На современном этапе она в большой степени зависит от политики государств, деятельности гражданского сообщества (парламентского, общественного, научного, экспертного, религиозного и информационного).
А теперь несколько слов о роли гражданского сообщества в интеграции стран БРИКС.
Гражданский БРИКС
На гражданском сообществе лежит уникальная миссия: способствовать осуществлению новой экономической (в основном, валютно-финансовой и промышленно-технологической), а также социальной политики (НЭСП), распространять позитивный имидж своего государства в других странах, направлять дальнейшее развитие международного сообщества и планетарной цивилизации исключительно в сторону прогресса. От компетентности, широты взглядов, умения вести диалог, этической позиции представителей гражданского сообщества и их слаженной деятельности тоже зависит, наряду с другими важными факторами, дальнейшее развитие Человечества и мирный, цивилизованный переход к Новой Современной Эре (н.с.э.). Новейшее Время начинается на планете 21 марта 2017 года, в первый день после наступления весеннего равноденствия в обоих полушариях, Восточном и Западном. День и Ночь будут равны тогда между собой, отсчитывая по 12 часов; в самой Природе установится Баланс, который даст импульс обновлению всего живого на Земле после холодной зимы.
Организация деятельности гражданского сообщества, включая страны БРИКС, предполагает также четырёхуровневую систему развития:
- определение или создание структуры, несущей ответственность за деятельность Гражданского БРИКС и взаимодействие с другими общественными организациями гражданского общества внутри страны;
- взаимодействие представителей Гражданского БРИКС со структурами государственной власти;
- сотрудничество гражданского сообщества как взаимодействие гражданских обществ между государствами БРИКС;
- взаимодействие гражданского сообщества БРИКС с международными организациями.
Последовательное, динамичное, неуклонное и поступательное развитие является целью международного гражданского сообщества БРИКС. К четвёртому, самому высокому уровню, пройдя все предыдущие, и следует стремиться всем пяти государствам для самореализации в рамках БРИКС.
О зарождении традиций
Создание в каждой из пяти стран работоспособной инфраструктуры, совместная разработка стратегии развития и её реализация, поиск рациональных решений, ведущих к согласию между государствами, является необходимым условием взаимодействия внутри Группы БРИКС.
Необходимость сотрудничества представителей Гражданского БРИКС с другими международными организациями (например, ООН/G20) – очевидна. В ближайшем будущем предстоят совместные усилия в создании целого ряда несуществующих на сегодняшний день международных организаций: по взаимодействию в сфере промышленно-технологического и сельскохозяйственного развития, международной организации по чрезвычайным ситуациям и гуманитарной помощи, по мировой информационной политике и других.
Есть надежда, что уже в скором времени двухдневный форум мировых лидеров увеличится по времени проведения и появится возможность их встречи с неправительственными организациями Группы, а именно: представителями международного сообщества в рамках БРИКС (парламентского, делового, гражданского, научного, экспертного и молодёжного). Определённым стимулом гражданского сообщества к дальнейшему сотрудничеству на добровольной основе мог бы стать и совместный с мировыми лидерами стран БРИКС фотоснимок года.
Возможно, в скором будущем многочисленные публикации, освещающие работу в течение года, станут нормой во всех пяти странах, а культурный и студенческий обмен сможет расширить представления обо всех государствах БРИКС (по отдельности и вместе) и улучшить имидж России в Евразии, Латинской Америке и Африке.
Стратегическое планирование в рамках БРИКС на 50 лет вперёд не отвечает вызовам современного состояния международной системы. Максимальный срок для планирования, который станет наиболее эффективным в переходный период к Новому времени, это 3–7 лет. Дефицит экспертных оценок деятельности БРИКС на ближайшую перспективу подлежит устранению.
От кризиса – к скрытому порядку в хаосе
Роль России и других государств Группы БРИКС заключается в использовании таких профессиональных средств, которые смогли бы убедить за столом переговоров США, Великобританию и Евросоюз в невозможности дальнейшего существования финансово-экономической системы мира в прежнем виде. Международному Валютному Фонду в 2015 году исполнится 70 лет. Наступают Новые Времена с новым менталитетом и осознанием того, что КРИЗИС – это ХАОС и отсутствие устойчивого, стабильного развития, а БЕСПОРЯДОК – это скрытый порядок. Необходимо лишь выявить структурный код порядка в беспорядке, просчитать его достоинства и определить трудности текущего исторического момента, спрогнозировать реализацию устранения кризиса в сторону положительного эффекта организации порядка и смело применить расчёты и совместные усилия на практике. Новая повестка дня – это пересмотр международного устройства мира, находящегося в глубоком структурном кризисе, и прежде всего, трансформация валютно-финансовой, экономической и политической архитектуры планеты.
Задача США при этом видится в том, чтобы воспринять с пониманием пожелание Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (если решение окажется единогласным или будет принято большинством голосов) основать Банк развития стран БРИКС (для потребностей стран-участниц и развивающихся государств, включая африканские). От использования национальных валют в расчётах за товары и услуги, как планировалось ещё в 2011 году, вполне возможен переход к новой международной валюте, отличительной от доллара и евро. Миссия США и Евросоюза, как представляется на современном этапе, состоит в политической воле и способности продемонстрировать всему мировому сообществу свою истинную демократию и невмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Предназначение БРИКС в международной жизни
За 5 лет своей деятельности организация БРИКС стала новым участником (актором) в системе международных отношений. Она окрепла, расширилась по составу, политико-экономическим границам и своей инфраструктуре. Перспективное развитие сотрудничества Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР не исключает присоединения в ближайшем десятилетии ещё одной или нескольких стран, также развивающихся быстрыми темпами в экономическом плане. Экспертами называются возможные кандидаты: Мексика, Турция, Южная Корея и другие страны. Общее согласие государств, входящих на современном этапе в Группу БРИКС, станет основным условием.
Дальнейшее практическое сотрудничество предполагает определение новообразовавшейся идентичности Группы БРИКС и роли её государств как центров Сотрудничества, Мира и Созидания. Такое сотрудничество будет, бесспорно, способствовать формированию новой парадигмы мировой экономики, глобальной политики и международного гражданского сообщества, зарождению новых культурных традиций и прогрессивного молодёжного движения. Именно вовлечение молодёжи в международную жизнь свидетельствует о преемственности поколений политических элит и наиболее активной части гражданского общества.
Заключение
Наличие политической воли у лидеров стран БРИКС, использование потенциальных возможностей экономического сотрудничества, осуществление оптимального и наиболее благоприятного выбора средств внешней политики, основанных на общности международных интересов, общечеловеческих ценностях, международном праве, взаимопонимании и паритетном принципе, вовлечение молодежи в международное сотрудничество – такова суть единства интересов гражданского сообщества, бизнес-сообщества и институтов государственной власти в Группе БРИКС на ближайшие десятилетия.
Рубикон декларативных заявлений стран БРИКС о своих намерениях сотрудничества в интересах развития национальной и мировой экономики пройден. Теперь за регулярными с 2009 года встречами политических элит пяти самых быстроразвивающихся на планете государств должны последовать конкретные результаты намеченных планов и обещаний.
Важно, чтобы эта международная организация не вышла за рамки своей практической направленности в мировой экономике, а такие тенденции, по мнению Виктора Вексельберга, уже появляются: «БРИКС постепенно... становится центром выработки предложений по острым проблемам». Важно, чтобы БРИКС не превратился в ещё один элитарный политический клуб или «мозговой штурм» политиков и международных экспертов по острым проблемам изменения климата на планете, безопасности и нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, кибернетической преступностью и трафиком наркотиков.
БРИКС обладает значительным потенциалом интеграции. Реализация этого потенциала, безусловно, позволит странам БРИКС более эффективно влиять на глобальные финансово-экономические процессы. Не следует забывать, что это как раз то, ради чего Группа БРИКС была создана. Надежды представителей международного сообщества устремлены в наши дни к двум государствам мира: Бразилии, председательствующей на саммите БРИКС–2014, и к России, взявшей на себя ответственность за проведение саммита лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики и Молодёжного БРИКС в 2015 году.
Предложения гражданского общества
по интеграции БРИКС
Таким образом, на основании вышеизложенного, предложения по улучшению работы российской стороны в Группе БРИКС могут быть следующие:
1) формирование дееспособной инфраструктуры РФ в рамках БРИКС;
2) распределение обязанностей между лицами, ответственными за планирование деятельности и её реализацию (на текущий год и 5 лет вперёд);
3) круглогодичная деятельность структуры БРИКС на постоянной и добровольной основе (государственной и общественной);
4) организация в России Делового Совета БРИКС (согласно договорённости на саммите в Дурбане – 2013);
5) объединение усилий министров финансов, торговли (внешнеэкономического развития) и сельского хозяйства в рамках G20/BRICS для деловых встреч с руководителями ВБ/МВФ по вопросам реформирования международной валютно-финансовой, экономической архитектуры, начиная с 2014 года, согласно многолетним намерениям политической элиты;
6) разработка и запуск в 2014 году механизма перехода торговли между странами БРИКС в региональной валюте с последующим переходом на единую международную валюту, основанную на природном эквиваленте, например, на геосагас; либо прямой переход на единую международную валюту, отличительную от доллара и евро;
7) организация сотрудничества представителей Торгово-Промышленной Палаты (ТПП), Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), Группы по приоритетам инновационного развития (ГПИР) – Виктор Вексельберг, Игорь Дроздов, Алексей Иванов – и ОАО «Роснано», в целях расширения торгово-экономических связей между странами БРИКС, увеличения обмена товарами, услугами и инновационными технологиями в промышленности и сельском хозяйстве; содействия заключению коммерческих контрактов и улучшения инвестиционного климата;
8) мониторинг торгово-экономических возможностей РФ и создание Консорциума экспертных центров БРИКС;
9) объединение усилий структур государственной власти (Администрация Президента, Правительство РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, МИД России, другие министерства и ведомства) с представителями гражданского, научного, экспертного и молодёжного сообщества страны;
10) расширение политико-экономических международных отношений за счёт научно-культурного обмена гражданского общества и молодёжи в рамках БРИКС, с целью развития положительного имиджа через Фестиваль классического, современного и традиционного искусства, через молодёжные форумы (научные, технологические, культурные, спортивные);
11) обеспечение прозрачности деятельности российской стороны в Группе БРИКС в течение всего календарного года;
12) ежегодное проведение научно-аналитического форума экспертного сообщества БРИКС;
13) ежегодный выпуск информационно-печатной продукции на языках стран БРИКС (русский, английский, китайский, португальский);
14) ежегодное проведение информационных форумов БРИКС;
15) создание возможности довести мнение политиков, экспертов и политологов до гражданского общества и международного сообщества БРИКС (пресса, интернет-сайты, телевидение);
16) расширение программы саммита БРИКС за счёт встречи с представителями гражданского и молодёжного сообщества;
17) введение в практику совместного фотоснимка лидеров стран с представителями гражданского и молодёжного сообщества «Фото Года БРИКС», в целях поощрения добровольной деятельности волонтёров;
18) разработка ежегодного Послания гражданского сообщества лидерам стран БРИКС о деятельности Группы;
19) контроль (текущий и обобщающий в конце календарного года) за результатами деятельности Группы БРИКС, в целом, и её российской стороны;
20) учреждение в ближайшей перспективе Международного Года БРИКС;
21) развитие сотрудничества Группы БРИКС с другими международными организациями;
22) планирование средств и финансирование форумов и событий БРИКС, политического и экономического лоббирования интересов России;
23) проведение ежегодных саммитов Молодёжного БРИКС, начиная с 2015 года.
Любое из перечисленных предложений при заинтересованном и деловом к нему подходе имеет право на существование в международной жизни.
Оригинал публикации: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=678126&soch=1