Летняя школа МГИМО провела игру Саммит БРИКС

14-26 июля 2014 года в Сочи, на базе Российского Международного Олимпийского Университета, прошла Летняя Школа МГИМО (У) МИД России. В ней приняли участие студенты всех факультетов МГИМО, в том числе выпускники бакалаврских и магистерских программ. К учащимся МГИМО присоединились и студенты Сочинского Государственного Университета. Информацию о Школе можно найти в Твиттере по #MGIMOSochi2014.

Ребята прослушали курсы по международным отношениям и международному праву. Заглавным мероприятием школы стало проведение игры: саммит БРИКС. Студенты были поделены на команды, представляющие каждую из стран БРИКС. За время Школы они попытались максимально глубоко погрузиться в атмосферу международного мероприятия, изучили интересы представляемых ими стран, попытались определить место и роль БРИКС в мировой архитектуре, а также предложили свое видение перспектив данного объединения. По итогам симуляционной игры учащиеся приняли свое видение «Коммюнике БРИКС», в котором можно найти целый ряд свежих и смелых идей для взаимодействия пяти стран.

 

Установочные лекции по проблематике БРИКС и тренинг по «саммиту» проводила советник НКИ БРИКС, доцент МГИМО (У) МИД России, Виктория Панова. Международно-правовые аспекты взаимодействия пяти стран ребятам представил доцент МГИМО (У) МИД России Илья Рачков. Возможности активизации регионального сотрудничества посредством БРИКС и продвижения интересов России в контексте Евразийской интеграции и взаимодействия РФ с Европой были рассмотрены при помощи лекций преподавателя МГИМО (У) МИД России Якуба Корейбы.

 

Текст Коммюнике приводится в студенческой редакции и представляет собой продукт их совместного творчества.

Совместное заявление лидеров стран БРИКC (г. Сочи, Россия, 18 июля 2014 года)

1. Мы, руководители Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и ЮАР , на нашей встрече в Cочи, Россия, 18 июля 2014 года обсудили текущую ситуацию в глобальной экономике и другие актуальные проблемы мирового развития, а также перспективы дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках БРИКC.

 

2. Мы можем констатировать, что нам удалось наладить надлежащую координацию в рамках различных многосторонних инициатив и инициатив с широким составом участников, и, что сотрудничество между странами БРИКС расширяется, охватывая все новые области.

 

 

3. Наши общие взгляды и наша приверженность международному праву и многостороннему подходу, основой и центральным элементом которого является Организация Объединенных Наций, широко признанны и представляют собой важный вклад в обеспечение глобального мира, экономической стабильности, социальной интеграции, равенства, устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами.

 

4. Cаммит БРИКС в Сочи проходит в важный исторический момент, когда международное сообщество ищет пути решения задач стабилизации экономики и обеспечения устойчивого развития. При этом именно в этот период мы столкнулись с еще большей, чем раньше, политической нестабильностью и новыми конфликтами в различных точках планеты и нетрадиционными угрозами, такими как кибершпионаж и т.п.

 

 

5. Мы рассматриваем БРИКС как важную движущую силу процесса постепенного преобразования и реформирования нынешних институтов в рамках перехода к более представительной и справедливой системе управления, способной генерировать более инклюзивный глобальный рост и содействовать обеспечению стабильности, мира и процветания во всем мире.

 

6. Осознавая важность инклюзивного и устойчивого развитие, в частности борьбы с неравенством, предлагаем усилить работу над открытым диалогом с другими странами, а именно организовать проведение совместных заседаний, а также увеличить сотрудничество со своими региональными партнерами, расширить внутреннее сотрудничество в области экономики, здравоохранения, укрепить взаимопонимание между народами с помощью культурной дипломатии, а также и внешнего сотрудничества с ВОЗ и ООН.

 

7. Признаем, что одним из ключевых элементов взаимодействия, имеющего несомненную важность для проведения сбалансированной макроэкономической политики и преодоления последствий мирового финансового кризиса, яляется увеличение региональных экономических структур и региональная кооперация.

 

Наблюдая, успехи Бразилии и России в данной области, мы предлагаем созвать комиссию для определения приоритетных для всего мирового сообщества дальнейших направлений региональной интеграции.

 

 

8. Мы пришли к выводу, что необходимо повысить уровень благосостояния населения стран БРИКС путем обеспечения минимально приемлемых условий жизни населения. Мы признаем стратегически важное значение образования для обеспечения устойчивого и инклюзивного развития. Для этого предлагаем обеспечить население качественным образованием и широким доступом к образовательным программам.

 

9. Мы считаем необходимым создание общего образовательного и научно-исследовательского пространства между странами-участницами путем учреждения Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС) – объединения в единый образовательный консорциум ведущих университетов Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Мировые тенденции требуют гармонизации систем высшего образования разных стран. Сетевой университет БРИКС усовершенствует механизмы академического обмена студентами и преподавателями между странами-участницами этой организации. При этом стоит отметить, что правом войти в консорциум СУ БРИКС могут обладать только ведущие высшие учебные заведения стран объединения. Кроме того, на базе университета будет возможно осуществление научно-исследовательской деятельности в различных областях для обмена знаниями и опытом между странами БРИКС.

 

 

10. Предлагаем использовать кредитную политику, как инструмент борьбы с безработицей, а также налоговые льготы и социальное страхования, обеспечить поддержку малого и среднего бизнеса, а также создание производств с высоким добавочным капиталом, организовывать обмен опытом, а также программы, направленные на поддержку малых и средних предприятий.

 

11. Признавая исключительную роль интернета и компьютерных технологий, ставим целью развитие систем безопасности в киберпространстве.

 

 

12. Мы выражаем нашу обеспокоенность в связи со все более широким использованием террористами и их пособниками информационно-коммуникационных технологий, и в частности Интернета и других средств массовой информации, в условиях глобализованного общества и вновь заявляем, что такие технологии могут служить мощным средством борьбы с распространением терроризма, и в частности способствовать поощрению терпимости и диалога между народами.

 

13. Мы считаем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны служить инструментом поощрения устойчивого экономического прогресса и социальной интеграции. Совместно с ИКТ- индустрией, гражданским обществом и научными кругами мы должны содействовать реализации возможностей, открывающихся благодаря ИКТ, в интересах всех.

 

 

14. Мы решительно осуждаем акты массовой электронной слежки в форме кибершпионажа и сбора данных о частных лицах по всему миру, а также нарушение суверенитета государств и прав человека, и в частности права на неприкосновенность частной жизни.

 

15. Мы будем изучать возможности для сотрудничества в области борьбы с киберпреступлениями и подтверждаем нашу приверженность выработке универсального и имеющего обязательную юридическую силу международно-правового документа в данной области. Мы приняли решение о создание Рабочей Группы для дальнейшего изучения вопросов кибербезопасности.

 

16. Наблюдая укрепление мировой экономики, мы не можем не заметить того, что процесс экономического восстановления по-прежнему подвержен серьезным рискам. Вызывают беспокойство высокие уровни безработицы и внешнего долга, и все еще низкие темпы роста во многих развитых странах. Несмотря на укрепление мировой экономики, денежно-кредитная политика некоторых развитых стран может стать причиной новых проблем на финансовых рынках, и изменения в такой политике должны тщательно выверяться и четко разъясняться в целях минимизации их негативных побочных последствий.

 

 

17. Мы вновь заявляем о нашей твердой решимости продолжать взаимодействовать друг с другом, а также с глобальным сообществом в целях обеспечения большей финансовой стабильности, поддержки устойчивого, динамичного и инклюзивного роста и создания качественных рабочих мест.

 

18. Учитывая роль международной торговли и прямых иностранных инвестиций в восстановлении мировой экономики, важной целью является улучшение международной торговли и инвестиционного климата, уменьшение транзакционных издержек во внешней торговле между странами, усовершенствование инновационной области экономики и поиск долгосрочных источников финансирования.

 

19. Мы дали поручение соответствующим национальным министерствам, проработать вопрос заключения пятистороннего соглашения, учреждающего орган, в задачи которого будут входить гарантирование и страхование от политических рисков прямых многосторонних иностранных инвестиций.

 

20. Мы вновь подтверждаем свою поддержку открытой, транспарентной и основанной на совокупности правил многосторонней торговой системы. В декабре 2013 года на 9 Министерской конференции ВТО официально было одобрено соглашение по вопросам многосторонней торговли. Мы достигли значимых, конкретных и сбалансированных результатов, которые отражают ключевые озабоченности по повестке развития беднейших и наиболее уязвимых членов ВТО. Участники договорились установить временный механизм и продолжать переговоры по нахождению постоянного решения по вопросам продовольственной безопасности, которое будет приниматься на 11-й Министерской конференции в 2017 г.

 

 

Мы подтверждаем наше стремление работать совместно, с тем чтобы достичь к запланированному сроку результатов в сфере либерализации глобальной торговли. Мы также подтверждаем важность проведения встреч наших министров торговли и финансов по продвижению программ в области достижения консенсуса. Также предлагаем уделять большее внимание вопросу продовольственной безопастности для выработки общей позиции стран БРИКС по данному вопросу.

 

21. Мы поздравляем Бразилию в связи с назначением Роберту Азевуду на пост нового генерального директора ВТО в мае 2013. Мы подчеркиваем, что роль стран БРИКс как ведущих развивающихся стран стабильно возрастает. Мы надеемся, что новый лидер, демонстрирующий приверженность политике многосторонности и увеличения эффективности Организации, предпримет усилия, которые приведут к скорейшему завершению Дохийского раунда переговоров.

 

22. Признаем необходимым активизировать работу по изучению возможности комплексного сотрудничества в сфере «зеленой экономики» в рамках альянса, а именно провести совместными усилиями стран БРИКС исследование по «зеленой экономике», которое могло бы определить приоритетные направления и формы сотрудничества в интересах всех государств блока, а также инициировать и организовать в г.Москве форум «БРИКС и «зеленая экономика» с участием широкого круга заинтересованных сторон.

 

23. Для поощрения экономического развития предлагаем создание программы развития человеческого капитала, совместные обучающие программы, а также создание вышеупомянутого Сетевого университета БРИКС.

 

24. Поощряем развитие информационного ресурса bricsmart в основе которого заложены идеи единого информационного портала о финансовых продуктах и услагах, которые предлагают биржи стран БРИКС.

 

25. Признаем, что коррупция оказывает негативное влияние на экономический рост, эффективность усилий по сокращению масштабов нищеты и финансовую стабильность. Мы преисполнены решимости бороться с подкупом национальных и иностранных должностных лиц и укреплять международное сотрудничество, в том числе между правоохранительными органами, в соответствии с установленными на многосторонней основе принципами и нормами, и особенно в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.

 

 

26. Cтраны БРИКС, а также другие страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны продолжают сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями при решении инфраструктурных проблем и удовлетворении потребностей в области устойчивого развития. В этой связи мы поддерживаем развитие и укрепление позиий Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов, развития инфраструктуры в каждом отдельно взятом регионе, процессов индустриализации и региональной интеграции данных регионов, устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Функционируя на основе разумных принципов банковской деятельности, НБР помогает укреплять сотрудничество между нашими странами и дополнять усилия многосторонних и региональных финансовых учреждений в области глобального развития, содействуя тем самым выполнению наших коллективных обязательств, касающихся обеспечения динамичного, устойчивого и сбалансированного роста.

 

27. Мы с удовлетворением отмечаем прогресс, достигнутый нашими банками развития в области расширения и укрепления финансовых связей между нашими странами.

 

28. Мы рады объявить об успещном создании и функционировании Пула условных валютных резервов БРИКС, механизма, помогающего странам избегать краткосрочных проблем с ликвидностью и способствовать углублению сотрудничества между странами БРИКС, а также укрепить глобальную систему финансовой. Мы признательны министрам финансов и руководителям центральных банков наших стран за проделанную ими работу. Пул условных валютных резервов БРИКС обеспечивает правовую основу для предоставления ликвидности посредством валютных свопов в случае возникновения или угрозы возникновения краткосрочных проблем платежного баланса.

 

29. Будучи обеспоенными проблемами здравоохранения, считаем необходимым усилить интеграцию в сфере медицины, в частности обмен технологиями и кадрами, развить научное сотрудничество и поиск долгосрочных решений в данной области не только с ВОЗ, но и внутри стран БРИКС. Одним из способов обмена технологиями в данной области может являться телемедицина - направление медицины, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества диагностики и лечения конкретных пациентов. Дистанционная видеоконсультации, совещания и т.п. сильно уменьшают финансовые затраты, связанные с преодолением специалистами в области медицины больших расстояний. Исходя из этого мы поощряем более широкое использование телемедицины и телеобучения в странах БРИКС.

 

 

30. Наблюдая высокий уровень инфекционных заболеваний во всех странах БРИКС, считаем необходимым создание единого документа, регулирующего методы и направления в данной области, а также создающим общую систему диагностирования болезней.

 

31. В связи с постоянно растущим уровнем загрязнения воды и ограниченным доступом части мирового населения к чистой питьевой воде, считаем необходимым провести встречу министров здравоохранения в течение года с целью обсуждения возможности создания Рабочей группы по преодолению этой проблемы.

 

32. Мы вновь заявляем о нашей твердой приверженности ООН как важнейшей многосторонней организации, на которую возложены обязанности по оказанию помощи международному сообществу в поддержании международного мира и безопасности, защите и поощрении прав человека и обеспечении устойчивого развития. Мы вновь заявляем о необходимости всеобъемлющей реформы ООН, и в частности ее Совета Безопасности, в целях обеспечения ее большей представительности и эффективности, с тем чтобы она могла надлежащим образом реагировать на глобальные вызовы. Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и Южной Африки в международных делах и поддерживают их стремление играть большую роль в ООН

 

33. Мы подтверждаем наше мнение о том, что для обеспечения устойчивого мира требуется основанный на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве всеобъемлющий, согласованный и решительный подход к устранению коренных причин конфликтов, в том числе в их политическом, экономическом и социальном аспектах. Мы подчеркиваем нашу приверженность устойчивому и мирному урегулированию споров в соответствии с принципами и целями Устава ООН. Мы осуждаем односторонние военные интервенции и экономические санкции в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений.

 

34. Мы выражаем глубокую обеспокоенность в связи с продолжающимся насилием и ухудшением гуманитарной ситуации в Сирии и осуждаем участившиеся случаи нарушения прав человека всеми сторонами. Мы вновь подтверждаем наше мнение о том, что сирийский конфликт не имеет военного решения, и обращаем внимание на необходимость избегать его дальнейшей милитаризации. Мы призываем все стороны немедленно взять на себя обязательство о полном прекращении огня, остановить насилие.

 

Мы вновь заявляем о нашем осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от того, где совершаются террористические акты. Мы выражаем серьезную обеспокоенность в связи с сохраняющейся угрозой терроризма и экстремизма в Сирии.

 

35. Мы выражаем глубокую обеспокоенность в связи с ситуацией на Украине. Мы призываем к широкому диалогу, деэскалации конфликта и проявлению сдержанности всеми его участниками в целях нахождения мирного политического решения в полном соответствии с Уставом ООН Наций и общепризнанными правами человека и основными свободами. Также мы осуждаем насильственные операции украинцих властей на территории Восточной Украины и призываем их к мирному способу урегулирования конфликтов. Страны БРИКС также призывают к проведению беспристрастного и независимого международного расследования в отношении крушения Боинга 777 Малазийских авиалиний над территорией Украины.

 

36. Признавая тесную взаимосвязь между миром, безопасностью и развитием, мы вновь заявляем, что для достижения прочного мира и стабильности Афганистану необходимы время, помощь и содействие в вопросах развития, преференциальный доступ к мировым рынкам и иностранные инвестиции. Мы приветствуем решимость международного сообщества продолжать оказывать поддержку Афганистану в течение десятилетнего переходного периода (2015-2024 годы), о чем было заявлено на Боннской международной конференции в декабре 2011 года. Мы подчеркиваем, что ООН должна играть все более важную роль в оказании поддержки процессу национального примирения, возрождения и восстановления экономики в Афганистане. Мы также вновь заявляем о нашей решимости оказывать поддержку становлению Афганистана как мирного, стабильного и демократического государства, свободного от терроризма и экстремизма.

 

37. Выражаем обеспокоенность в связи с эскалацией Арабо-Израильского конфликта. Мы подтверждаем нашу решимость способствовать всеобъемлющему, справедливому и долгосрочному урегулированию арабо-израильского конфликта на основе общепризнанной международной нормативной базы, включая соответствующие резолюции ООН, Мадридские принципы и Арабскую мирную инициативу. Мы считаем, что урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной является одним из важнейших условий обеспечения устойчивого мира на Ближнем Востоке. Мы призываем Израиль и Палестину возобновить переговоры, .которые должны привести к реализации концепции двух государств.

 

38. Призываем страны и народы Африки к разрешению накопившихся проблем и мирному решению конфликтов, поддчеркивая роль ООН в этой области,

 

В частности, мы выражаем нашу обеспокоенность в связи с продолжающимся политическим и гуманитарным кризисом в Южном Судане. Мы осуждаем продолжающееся насилие в отношении гражданских лиц и призываем все стороны обеспечить условия для безопасной доставки гуманитарной помощи.

 

Мы вновь заявляем о нашей глубокой обеспокоенности ситуацией в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Мы решительно осуждаем злоупотребления и акты насилия в отношении гражданского населения, включая насилие на религиозной почве, и настоятельно призываем все вооруженные группы незамедлительно прекратить боевые действия.

 

Мы подтверждаем нашу готовность сотрудничать с международным сообществом в деле оказания помощи странам Африки в ускорении политического процесса в стране.

 

39. Мы глубоко обеспокоены ситуацией в Ираке. Мы решительно поддерживаем иракское правительство в его усилиях по преодолению кризиса и защите национального суверенитета и территориальной целостности. Мы обеспокоены негативными последствиями для других стран нестабильности в Ираке, связанной с активизацией террористической деятельности в регионе, и настоятельно призываем все стороны последовательно и настойчиво бороться с террористической угрозой.

 

40. Мы договорились о шагах по дальнейшему развитию последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между нашими странами. Диалог и сотрудничество стран БРИКС служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание.

 

41. Мы подтверждаем нашу приверженность укреплению наших партнерских отношений в интересах общего развития. В этих целях мы принимаем Сочинский план действий.

 

42. Бразилия, Индия, Китай и ЮАР выражают свою искреннюю признательность правительству и народу Российской Федерации за организацию в Сочи седьмого саммита БРИКС.

 

43. Бразилия, Россия, Китай и ЮАР выражают признательность Индии за ее предложение провести в 2015 году восьмой саммит БРИКС в Дели и выражают готовность оказать всяческую поддержку в этой связи.


Данный текст является продуктом симуляционной игры по саммиту БРИКС, проведенной в рамках Летней Школы МГИМО в Сочи и не может рассматриваться как официальное предложение, в том числе что касается последних двух пунктов (о проведении «саммита» в Сочи, настоящий саммит БРИКС под председательством России пройдет в Уфе в 2015 году; а также о следующем председательстве Индии в 2015 году – после России председательство должно перейти к КНР с проведением саммита БРИКС в 2016 году.).