Эволюция и перспективы многостороннего сотрудничества в сфере глобального управления здравоохранением. Российский взгляд на проблему

Панова Виктория Владимировна, доцент кафедры Международных отношений и внешней политики России, МГИМО (У) МИД России;  Советник по стратегическому планированию НКИ БРИКС

1. Введение

Мы живем в стремительно глобализирующемся мире и данные процессы сегодня затрагивают каждый аспект жизни и деятельности человека, способствуют созданию новых правил и требований на национальном и международном уровнях. Проблемы здравоохранения традиционно находились в сфере деятельности Всемирной организации здравоохранения, входящей в систему организаций ООН. Но уже начиная с 1990-х, с появлением новых вызовов и механизмов по противодействию этим вызовам, проблемы здравоохранения стали входить в ареал интересов т.н. «клубных» механизмов, представляющих собой нетрадиционную форму дипломатии.

Также стоит отметить особую роль, которую играет Россия в области международного управления здравоохранения. Еще в годы существования Советского Союза помощь, состоящая не только из строительства крупных промышленных объектов и вооружений, оказывалась государствам третьего мира, дружественным по отношению к СССР. К такой помощи относились и образовательные программы, в том числе одно из самых важных направлений – обучение медицинского персонала в Советском Союзе. Вся подобная деятельность резко сократилась после развала СССР, но с началом нового века Россия вновь вернулась на международную арену, скорее не как вновь возникающий, а возвращающийся донор. За последние пять лет в первую очередь уделяется внимание наращиванию потенциала в сфере официальной помощи развитию. По здравоохранению Россия интенсивно работает с универсальными структурами ООН (такими как ПРООН, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу, Всемирный Банк и т.п.) и клубными механизмами, такими как «Группа восьми», «Группа двадцати» и недавно – БРИКС.

2. «Клубная» дипломатия в области содействия вопросам здравоохранения

«Группа семи/восьми» первой стала заниматься глобальными проблемами. В самом начале, здравоохранение рассматривалось в «семерке» лишь через призму голода и недоедания, но вплоть до саммита «Группы» в Лионе в 1996 году, где особое внимание было уделено проблеме искоренения Эболы и холеры в развивающихся странах, этот вопрос фактически игнорировался «семеркой».

В эти годы старые традиционные организации системы ООН, в первую очередь ВОЗ, стали проигрывать с точки зрения эффективности решения проблем, а «восьмерка», наоборот, оказалась лучше приспособленной к борьбе с новыми заболеваниями на глобальном уровне при наличии глобально доминантных и примерно равно распределяемых общих и специальных ресурсов. Хотя наилучшие результаты «восьмерка» демонстрировала в случаях, когда определенный вопрос напрямую затрагивал граждан стран «восьмерки» или же его решение требовало инструментария, находящегося под непосредственным контролем «Группы». Также «восьмерке» проще действовать в рамках медико-биологической модели, нацеленной на реагирование на острые вспышки таких заболеваний как атипичная пневмония или птичий грипп, нежели на принцип предотвращения, который подразумевает социально-экономические аспекты охраны здоровья и первопричину слабого развития в целом.

Саммит в Санкт-Петербурге обозначил шаг вперед с точки зрения подходов «восьмерке» к здравоохранению в целом и борьбы с инфекционными заболеваниями в частности. Россия выбрала эту тему приоритетной не только для того, чтобы развить прежние инициативы и отреагировать на острую мировую проблему (свидетельством чего стала вспышка птичьего гриппа, или необходимость помощи населению, пережившему стихийное бедствие), но также и с тем, чтобы попытаться разобраться с проблемами, важными для самой России. Этот саммит помог привлечь дальнейшее внимание к ВИЧ/СПИДу, а также к проблеме переноса центра тяжести этого заболевания из Африки в Евразию.

Также, в рамках подготовки к Санкт-Петербурге в России прошла первая за историю встреча министров здравоохранения. Именно в это время Россия впервые осознала себя как равного с остальными членами «восьмерки» донора в полном смысле этого слова. На следующем саммите, проведенном в Германии проблема здравоохранения рассматривалась через приоритет помощи Африки и вопрос «Систем здравоохранения и СПИДа». В ходе той же самой встречи был институционализирован т.н. Процесс Хайлигендаммского диалога (HDP)1, в рамках которого и произошла определенная консолидация возникшего позже процесса встреч стран БРИКС.

Позже он стал называться Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

Тем не менее, сохраняющейся проблемой стало тот факт, что ведущие постиндустриальные страны «семерки» отказывались перенести острие своего внимания с проблемы инфекционных заболеваний, вписанных в рамки достижения Целей развития тысячелетия на проблему хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), которые превратились в убийцу № 1 в странах с низким и средним уровнем дохода.

Далее внимание к здравоохранению было проявлено в ходе канадского председательства на саммите в Мускоке (2010 год) и инициативой мобилизации средств на здоровье матери, младенцев и детей. В то же время, проведенный сразу же следом саммит «двадцатки» оставил эту проблематику фактически без внимания. Лишь мельком в итоговом документе была обозначена необходимость укрепления таких систем социальной защиты как общественное здравоохранение.

В отличие от «восьмерки» «Группа двадцати» признала важность ХНИЗ на саммите в Сеуле в 2010 году, хотя точно также мельком. «Двадцатка» пока так и не является механизмом, который мог бы брать на себя ответственность в решении глобальных задач охраны здоровья.

Итак, на сегодняшний день, ни «восьмерка», ни «двадцатка» не смогли повторить высокие стандарты координации международных усилий, установленных в ходе российского председательства в «Группе восьми» в 2006 году. Поэтому сейчас основное направление усилий РФ в этой области может переориентироваться на другие механизмы, в частности БРИКС.

Российская система здравоохранения сегодня

После распада Советского Союза, российская система здравоохранения значительно ухудшилась. Продолжительность жизни в России низкая: всего 70,3 года (64,3 года у мужчин, 76,1 – у женщин). Хотя в соответствии с официальной статистикой, в результате реализации демографической политики в 2006 – 2011 гг. этот показатель увеличился на 3,7 лет. Одной из целей правительства в этой связи является стабилизация российского населения на уровне 143 миллионов человек (хотя аналогичная задача ставилась и ранее, причем крайним сроком ее реализации определялся 2011 год), а затем его постепенный рост. Показатель рождаемости в России за последние пять лет вырос на 21,2 % (с 1479 до 1794 миллионов человек), в то время как уровень смертности снизился на 16,4% (с 2,3 до 1,9 миллиона человек), что в свою очередь привело к сокращению естественной убыли населения в 5,2 раза. При этом уровень младенческой смертности снизился в 1,4 раза, а материнской – на 35%.

Еще одним пунктом, который напрямую влияет на качество здоровья и социальную защиту населения, является уровень бедности. Отмечается, что пропорция населения, живущего за чертой бедности в России за последние 15 лет снизился почти в 2,3 раза – с 29% до 12,6% (с 41,6 до 17,9 миллиона человек) 2, но вновь вырос до 12,8% в 2011 году.

Ситуация и с инфекционными заболеваниями и с ХНИЗ в мире остается серьезной, причем около трети всего населения заражено. Россия входит в группу 22 стран (равно как и остальные страны БРИКС) с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом. Из бюджета на борьбу с туберкулезом в 2011 году было выделено 1216 миллионов долларов США, и несколько меньше в текущем году – 1204 миллиона долларов США. Причем все финансирование выделяется из внутренних источников, а не из Глобального фонда по борьбе с туберкулезом, малярией и ВИЧ/СПИДом.4

Еще одной областью серьезного беспокойся для России остается проблема ВИЧ/СПИДа. В соответствии с официальной статистикой, в 2011 году в России

было зарегистрировано 636 979 случаев ВИЧ-инфицированных, причем 15 584 из них были больны СПИДом (летальные исходы 76 873 и 13 187 человек соответственно). Тем не менее, по другим источникам количество инфицированных еще выше – порядка миллиона, что в принципе сравнимо с количеством случаев заражения в США, при том, что в Соединенных Штатах проживает более, чем в два раза больше человек. Более того, эпидемиологическая динамика находится в противоречии с мировыми тенденциями. В то время как ЮАР все так же находится на первом месте, с 390 тысячами вновь инфицированных, в 2009 году индекс заражаемости на самом деле снизился почти наполовину по сравнению с пиком середины 1990-х гг. Ссылаясь на слова руководителя российского федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом доктора Покровского, при том, что правительство действительно с большей интенсивностью борется с данным заболеванием, практически полностью игнорируются группы населения повышенного риска.

Другая серьезнейшая для России проблема – проблема ХНИЗ, при том, что более 80% смертей происходят по причине диабета, рака или сердечных заболеваний. Более того, большинство преждевременных смертей – это люди моложе 60 лет. Если говорить о восприятии этой проблемы населением, то в соответствии с опросами, около 95% россиян ставят здоровье на одно из первых мест в иерархии личных ценностей. Но на практике мало кто своим здоровьем занимается, а культура профилактики заболеваний фактически не существует в России. Так, в 2010 году 44% россиян не посещали врачей (что также является отражением недоверия людей к отечественной системе здравоохранения), а 79% не проходили диспансеризацию (при этом из тех, кто диспансеризацию проходил, лишь 4,5% делали это добровольно, а остальных обязали в соответствии с требованиями организаций, в которых они работают).

Наиболее частыми причинами развития ХНИЗ являются курение, алкоголизм, недоедание (или несоблюдение режима питания) и низкая физическая активность. В России же в соответствии со статистикой ВОЗ в год на человека приходится 2 300 выкуренных сигарет и 15,2 литра алкоголя.

Также многие россияне полагают, что ведение здорового образа жизни отнимает слишком много времени (83%), слишком дорого (64%) или просто сложно осуществимо (60%).

Что касается бюджетных расходов на здравоохранение, то действительно было запланировано увеличение соответствующих статей расхода с 3,6% в 2008 году до 5,5% в 2020. Несмотря на дополнительно выделяемое финансирование, результаты остаются неоднозначными. Уровень смертности в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в Европе (хотя он и снизился с 16,1 в 2005 году до 14,2 в 2010). В 2011 году были отмечены смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний. Уровень детской смертности хотя и снизился на 6,6% в России в целом, но показатели сильно разнятся в зависимости от региона. В ряде областей показатели наоборот ухудшились на 20-60% (рост отмечен в Мурманской области – 63,9%, Северной Осетии и Алании – 56,7%, Адыгее (51,1%), Новгородской и Ивановской областях – 46,3 и 43,3%).9 Это отчасти можно объяснить тем фактом, что расходы на здравоохранение исходя из ВВП на душу населения, в России в четыре раза ниже, чем в Европе, в то время как доля бюджета, выделяемая на здравоохранения в рамках ВВП – в два раза ниже, чем в Европе.

Роль России в глобальном управлении здравоохранением

Выше были изложены моменты, касающиеся внутренней ситуации и объективной необходимости работать в сторону улучшения качества жизни собственного населения. С изменением экономической ситуации в стране, работа началась не только над внутренними социально-экономическими проблемами, но и в рамках восстановления своего статуса глобально ответственной сильной державы. За последние пять лет значительно выросли ассигнования на здравоохранение и другие формы международного содействия.

Практическая деятельность в направлении международного содействия здоровью началась в рамках председательства РФ в «восьмерке» в 2006 году, где борьба с инфекционными заболеваниями была обозначена в качестве одного из приоритетов.

По итогам встречи были достигнуты достаточно высокие результаты, чему способствовал тот факт, что в отличие от двух других приоритетных тем энергобезопасности (безопасность спроса и предложения, долгосрочные и спотовые контракты, ядерная энергетика и новая глобальная организация в сфере энергетики) и образования (акцент на человеческий капитал и инновации, экономика знаний), в этом вопросе подходы были достаточно гомогенны. В результате начальный концептуальный документ в целом остался неизменным.

В общем, в Санкт-Петербурге были затронуты различные области мониторинга, наблюдения и готовности (включая Глобальную сеть по оповещению и реагированию на вспышки инфекционных болезней и укрепление межправительственного обмена); укрепления международных научных исследований и сотрудничества в области инфекционных заболеваний, вакцинации и разработки медикаментов; вопросам гриппа птиц и пандемического гриппа (в том числе посредством повышения возможностей в сфере производства вакцин, а также российское предложение о создании Сотрудничающего центра ВОЗ по гриппу для стран Евразии и Центральной Азии); поддержания работы Глобального фонда по борьбе со СПИДом, Туберкулезом и Малярией; борьбы против ВИЧ/СПИДа (включая комплексные программы по профилактике, лечению, уходу и социальной поддержке, приверженность инициативе создания Глобального центра по разработке вакцины против ВИЧ-инфекции); туберкулеза (включая поддержку Глобального плана по борьбе с туберкулезом на 2006 – 2015 гг.); малярии (включая поддержку Партнерства «Остановить малярию»); полиомиелита (включая продолжение Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита от 1988 года); кори (включая Глобальное партнерство по кори); укрепления систем здравоохранения в развивающихся странах; предотвращения и борьбы с эпидемическими последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф. Всего на саммите по этому приоритету было мобилизовано до 4,4 млрд. долл.США.

При том, что по линии «восьмерки» реального продолжения по этой проблематике не последовало, Россия продолжила курс на продвижение темы здравоохранения на международном уровне. В сентябре 2010 года в России прошло заседание Регионального комитета для Европы ВОЗ, в рамках которого рассматривались национальные достижения в области борьбы с ХНИЗ, среди прочего ратификация и полное исполнение Рамочной конвенции по борьбе против табака.

Еще одним мероприятием, проведение которого инициировала Россия для продвижения сотрудничества в сфере здравоохранения, стала глобальная конференция министров здравоохранения, состоявшаяся в Москве в апреле 2011 года. Россия интенсивно взаимодействовала с «90 министрами и 155 делегатами в тем, чтобы акцентировать важность социально-экономического воздействия таких заболевания, обсудить международные стратегии профилактики и контроля, выступить в защиту рамочного укрепления систем здравоохранения». Тем не менее, необходимо признать, что недостатком встречи стало отсутствие по ее итогам принятых временных ограничений и положений, ориентированных на результат, равно как и отсутствия упоминания механизмов гибкости ТРИПС, которые важны для развивающихся стран с тем, чтобы страны с низким и средним уровнем доходов получили доступ к дешевым непатентованным лекарственным средствам.

Системная природа наращивания потенциала усилий России в сфере международного управления здравоохранением обеспечивается рамками трехстороннего взаимодействия, где новые и текущие проекты Всемирного банка, ООН и других агентств используют финансовый и материально-технический опыт и возможности более опытных доноров. Россия ведет деятельность по укреплению сотрудничества в сфере здравоохранения и в рамках ШОС и АТЭС

(Рабочая группа по здравоохранению). С 2007 года у России также существует соглашение с Китаем и Индией по созданию рабочего механизма по упрощению сотрудничества в сфере здравоохранения, который функционирует в форме ежегодных консультаций сотрудников министерств здравоохранения по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, гепатитом Б, проказой и малярией.

В России также выделяются значительные средства на международные проекты в сфере здравоохранения. Так, согласно мускокскому отчету, Россия выделила 102,18 млн.долл.США в 2007 и 110,29 млн.долл.США в 2008 гг. через механизмы «Группы восьми».

БРИКС в центре внимания

Согласно статистике ВОЗ, по всему миру около 65% всех смертей происходит от ХНИЗ, при том, что на страны с низким и средним уровнем дохода, количество таких смертей доходит до 80%. Было подсчитано, что т.н. «большая четверка» (сердечно-сосудистые и хронические легочные заболевания, рак и диабет) убила порядка 36 миллионов человека в 2008 году13, а в период с 2010 по 2030 гг. ХНИЗ будут стоить правительствам до 47 триллиона долл.США. Неинфекционные заболевания, как было отмечено выше, являются одной из головных проблем для всех стран БРИКС (до 85% смертей от ХНИЗ в Китае, 81% - в России, 75% - в Бразилии), кроме ЮАР, которая в основном страдает от ВИЧ/СПИДа. Также не является новостью тот факт, что уровень смертности и от ХНИЗ, и от инфекционных заболеваний в странах с низким и средним уровнем дохода гораздо выше, чем в постиндустриальных странах «золотого миллиарда». Например, уровень смертности людей в экономически активном возрасте от ХНИЗ в четыре раза превышает канадские показатели. Другое печальное лидерство стран БРИКС – до 40% больных диабетом живет в Китае и Индии. Аналогичная ситуация складывается с туберкулезом, обе эти страны также лидируют по показателям заболеваемости.

Страны БРИКС также теряют от уровня заболеваемости и с точки зрения экономического развития – более 20 миллионов производительных лет жизни ежегодно из-за ХНИЗ. По итогам исследования, было подсчитано, что 10-процентное увеличение заболеваемости ХНИЗ ведет к уменьшению ежегодного экономического роста на 0,5%. Так, в период с 2005 по 2015 гг. Китай, Индия и Россия вместе могут потерять между 200 и 550 млрд.долл.США национального дохода из-за отрицательного воздействия ХНИЗ.17 Парадоксом в данной связи является тот факт, что в течение длительного времени эти страны пренебрегали вопросами социальной защиты и системы здравоохранения ради усиления экономического роста18, но сегодня эта проблема наносит ответный удар уже по экономическим показателям.

Дополнительная проблема заключается в том, что активные игроки в сфере официальной помощи развитию из промышленно развитых государств (например, Белый дом, Фонд Билла и Мелинды Гейтс) не готовы перенести существующий акцент с инфекционных заболеваний, являющимися частью обязательств по ЦРТ, на неинфекционные хронические заболевания.

Тем не менее, прогресс в ряде случаев был достигнут благодаря международному сотрудничеству доноров. Индия добилась статуса страны, свободной от полиомиелита в 2011 году (будучи одной из последних четырех крупных стран, где оставался этот вирус, сейчас это Афганистан, Нигерия и Пакистан). Успех можно отнести к тому, что в глобальном масштабе на кампанию по искоренению полиомиелита ВОЗ было выделено до 2,2 млрд.долл.США. Хотя тенденция слишком опираться на борьбу с конкретным заболеванием не ведет к общему улучшению системы здравоохранения, что является важнейшим условием борьбы с эпидемией хронических и инфекционных заболеваний.

Потенциальные направления сотрудничества БРИКС в сфере здравоохранения

С самого начала встреч лидеры БРИК в основном занимались обсуждением тем, актуальных для саммитов «Группы двадцати». С началом глобального финансово-экономического кризиса, именно он стал определять сущность дискуссий в рамках новообразованной «Группы двадцати» на уровне лидеров. Соответственно, страны БРИКС оказались в ситуации, когда им было необходимо координировать собственные позиции. Поэтому проблемы здравоохранения фактически отсутствовали в повестках дня первых двух саммитов БРИК (в Екатеринбурге и Бразилии) за исключением обозначенных в Бразилии тем борьбы с бедностью, проблемами развития и сельского хозяйства.

По результатам третьего саммита БРИКС в Санье, проходившем в апреле 2011 года, была принята декларация с обязательством укреплять диалог и сотрудничество в области социальной защиты, достойного труда, равенства полов, молодежной политики, общественного здравоохранения, с особым акцентом на ВИЧ/СПИД. Позже в Пекине прошла встреча министров здравоохранения БРИКС, но при это представляется уместным обозначить основные темы, которые БРИКС могли бы впоследствии продвигать совместно и в рамках ВОЗ.

По итогам встречи министров здравоохранения стран БРИКС было достигнуто соглашение вновь встретиться на полях встречи старших должностных лиц ООН по ХНИЗ, которая прошла в сентябре 2011 года в Нью-Йорке, и образовать соответствующую техническую рабочую группу. То, что «пятерка» смогла выйти на проблему ХНИЗ, показывает, что из всех «клубных механизмов» у БРИКС большие возможности получить лидирующую роль в рамках глобального управления здравоохранением.

Проблема, которая и сегодня существует на глобальном уровне – это отсутствие универсального доступа к недорогим медицинским препаратам и услугам. У стран БРИКС есть общее видение необходимости устранения торговых барьеров и препятствий, вытекающих из международных прав собственности (включая патенты и срок исключительности пребывания на рынке определенного препарата), перекрывающих доступ развивающимся странам к современным и будущим медикаментам. Все пять стран активно выступают против Международной рабочей группы по борьбе с контрафактными медикаментами (ACTA) которая препятствовала бы конкуренции с непатентованными медикаментами и которая создана исключительно в интересах фармацевтических компаний промышленно развитых стран. В рамках работы «пятерки» по Дохийской декларации (которая стала общей после вступления России в ВТО) страны БРИКС выступают за содействие другим развивающимся странам с толкованием и реализацией гарантий ТРИПС в интересах производителей непатентованных лекарств. Особую важность положение производителей непатентованных лекарство приобретает с повышением уровня заболеваемости ХНИЗ в странах БРИКС, что требует обеспечения этими компаниями медикаментов для лечения в течение всей жизни.

Интересным предложением со стороны Индии стало то, чтобы расходы на научно-исследовательскую деятельность исключались бы из цен для потребителей, параллельно с продвижением необходимых исследований в области лечения забытых болезней. Таким образом, возникает потребность в мобилизации финансовых средств для создания устойчивой схемы исследований для таких лекарств.

Закупочные агентства получают более 70% вакцин из этих стран. Только Индия занимает третье место с точки зрения объема производимой фармацевтической продукции (после США и Японии), а по стоимости – 13 место в мире.

БРИКС (наряду с международными агентствами ООН – ВОЗ и ЮНЭЙДС) поддерживают и одобряют роль Индии в том, чтобы качественные лекарства были более доступны по всему миру. Таким образом, БРИКС должны продолжать играть каталитическую роль в рамках ВОЗ.

В ходе пекинской встречи министр здравоохранения Индии также предложил создать Консультативную экспертную рабочую группу по Общественному здравоохранению, инновациям и правам интеллектуальной собственности, глобальной стратегии и плану действий с тем, чтобы определить альтернативные международные модели улучшенной координации как в исследованиях, так и финансовых аспектах новых медикаментов.

Соответственно наиболее важным для БРИКС (пожалуй, за исключением ЮАР) в их отношениях с Западом и США в частности по проблеме здравоохранения – вопрос непатентованных лекарств и режим прав интеллектуальной собственности, включая в рамках ТРИПС в ВТО. Китай, Индия и Россия входят в список 12 стран Приоритетного списка особого внимания Офиса торгового представителя США, в том смысле, что они представляют «наибольшую озабоченность в отношении недостаточной защиты или осуществления прав интеллектуальной собственности или другим способом ограниченного доступа на рынок для лиц, опирающихся на защиту прав интеллектуальной собственности». Бразилия остается в Списке особого внимания вместе с другими 29 странами «заслуживающим двустороннего внимания с целью принятия мер по существующим проблемам соблюдения прав интеллектуальной собственности».

Даже при том, что все страны БРИКС были вынуждены внедрить и осуществлять ряд шагов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, у всех них остаются сложности с США. Из всей «пятерки» наибольшего успеха в противодействии экономическому и политическому давлению со стороны Соединенных Штатов по вопросу законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности смогла достичь Бразилия, приняв новые законы в 1997 году и потом проведя международную кампанию по мобилизации мирового общественного мнения для защиты собственной позиции.

Выводы

Можно отметить два основных направления с точки зрения взаимодействия между странами БРИКС в сфере здравоохранения и медикаментов. Одно направление соответствует общему взгляду с Запада, определяющего группировку БРИКС как имеющую основную цель противостоять правилам, установленным промышленно развитыми странами в ходе 20 века. И это соответствует действительности по ряду направлений, таких как общие интересы в выработке новых правил и создании новой международной финансово-экономической архитектуры, введения в долгосрочном периоде другой резервной валюты и т.п. Похожий подход можно применить к интересам и подходам стран БРИКС к производству фармацевтической продукции и механизмам гибкости ТРИПС. Хотя наибольший интерес в данном вопросе имеют Бразилия и Индия, т.к. именно их компании наиболее известны в рамках производства непатентованных лекарств, и благополучие части отраслей их экономик находится в прямой зависимости от общей практики и законодательных рамок прав интеллектуальной собственности. В то же время, в России все патентной законодательство и законодательство по правам интеллектуальной собственности формально существует, проблема возникает с толкованием его применения. Исключения же в фармацевтической области существуют лишь для малых партий отделов готовых рецептур в аптеках.

Другая линия сотрудничества более соответствует определению игры с положительной суммой, которая не включает в себя воспринимаемое нарушение прав одной части мира во имя другой (даже если нарушаются права «золотого миллиарда» и вопросы противодействия им справедливы). В этом случае можно говорить о взаимовыгодных схемах сотрудничества БРИКС, в том числе:

  • Разработка медицинских стандартов всех пяти стран в соответствии с наивысшим международно-признанным уровнем;
  • Создание сети перспективных (или существующих) агентств федерального уровня по медицинскому оборудованию для обмену передовым опытом и разработки общих проектов;
  • Содействие большему обмену и стажировкам, как двустороннему, так и пятистороннему, с участием медицинских ВУЗов всех пяти стран, для ознакомления с практиками и инновациями в обучении друг друга;
  • Обмен практиками и содействие взаимозависимости и взаимным инвестициям медицинских частных и государственных техник и знаний, включая разработку возможных методов и средств народной медицины для целей традиционной медицины в предотвращении, диагностике и лечении различных заболеваний и патологических состояний (обмен знаниями, технологиями в медицине катастроф, урегулировании кризисов, адаптации в рамках профессиональной деятельности);
  • Продвижение, в том числе при помощи государства, общих подходов к усилиям по научно-исследовательской деятельности в медицине, особенно в рамках лечения ХНИЗ, которые обуславливают преждевременную смерть большей части населения всех пяти стран;
  • Содействие развитию/возрождению государственной поддержки детского здоровья и профилактики в школах, равно как и разработка образовательных программ, способствующих росту здорового молодого поколения и, соответственно, полноценное экономическое будущее для всех пяти стран.