БРИКС — важный «локомотив» развития «Группы двадцати»
Существует глубокая взаимосвязь между развитием БРИКС с одной стороны и «Группы двадцати» — с другой. В её основе — процесс формирования многополярной глобальной экономики XXI века.
Качественное укрепление роли «Группы двадцати» как инструмента противодействия глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям стало возможным во многом благодаря позиции стран с формирующейся рыночной экономикой. Лидирующую роль здесь сыграли участники БРИК, к которым в декабре 2010 года присоединилась ЮАР. Поддержка ими антикризисных мер — политическая по линии «двадцатки» и финансовая — по линии МВФ стала важным фактором, способствовавшим предотвращению бесконтрольного разрастания кризиса, смягчению его последствий. С другой стороны, партнёры по БРИКС с самого начала справедливо усмотрели в «двадцатке» критически важную площадку не только для согласования стабилизационных мер глобального характера, но и продвижения своей программы реформирования международной финансово-экономической архитектуры. Поэтому формирование повестки дня «двадцатки» — это во многом процесс поиска компромисса между не во всем совпадающими устремлениями развитых стран и государств с формирующейся рыночной экономикой.
Стремление продвигать общие интересы в рамках «Группы двадцати», в первую очередь в сфере реформы бреттон-вудской системы, стало одним из важных факторов постепенного сближения участников БРИКС. Этот процесс отчетливо прослеживается по декларациям, принимавшимся лидерами государств БРИКС на саммитах в 2009-2012 годах.
И объём, и степень детализации разделов, посвящённых изложению общих подходов стран БРИКС к проблематике «двадцатки», непрерывно возрастают.
Осознание важности усиления координации работы в «двадцатке» привело участников БРИКС к выводу о необходимости выстраивания соответствующей системы взаимодействия на всех уровнях. В настоящее время она включает в себя обсуждение ключевых вопросов повестки дня «Группы двадцати» как на плановых саммитах форума, так и на неформальных встречах лидеров, проводимых «на полях» саммитов «двадцатки»; встречи министров финансов и управляющих центральными банками «на полях» весенних и осенних сессий советов управляющих МВФ/ВБ; встречи шерп стран БРИКС в «двадцатке».
Эта практика отнюдь не противоречит духу «двадцатки», в чём порой упрекают БРИКС его критики. Аналогичные механизмы координации позиций существуют в Евросоюзе, который является крупным коллективным «игроком» в «двадцатке». Координируют свои подходы к целому ряду вопросов и участники финансовой «семерки».
Более того: скоординированная линия БРИКС в «Группе двадцати» по многим вопросам помогает поиску компромиссов, повышает эффективность работы «двадцатки», а с этим — и эффективность системы глобального управления в сфере экономики.
Так, в 2010 году участники БРИКС выступили конструктивными партнёрами в поиске компромиссного решения вопроса о перераспределении квот и голосов во Всемирном банке. В результате достигнутых договоренностей доля голосов развивающихся стран и стран с переходной экономикой в ВБ увеличилась на 3,13 %, достигнув 47,19 % от общего числа голосов акционеров Банка. Благодаря договоренности, достигнутой между государствами БРИКС и финансовой «семерки» в октябре 2010 года в Кенчжу (Республика Корея), удалось заложить основу для решения Совета управляющих МВФ о проведении нового раунда реформы Фонда. И хотя практическая реализация этого решения идет непросто, сам факт первых прямых переговоров между представителями стран БРИКС и финансовой «семерки» в Кенчжу весьма символичен.
Строя своё участие в «двадцатке» на основе конкретных общих интересов, страны БРИКС не противопоставляют себя другим партнерам, постоянно ищут точки соприкосновения позиций. Это во многом способствовало выработке саммитами «двадцатки» этапных договоренностей, таких как Рамочное соглашение об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте, режим Базель-Ш, «пакет» мер по совершенствованию национального и международного надзора за финансовыми рынками, Долгосрочный план действий в целях развития, Механизм международного сотрудничества в целях предотвращения экологических катастроф при морской добыче и транспортировке углеводородного сырья.
Страны БРИКС вносят ощутимый вклад в укрепление стабильности международной валютно-финансовой системы, что является одной из главных стратегических целей «двадцатки». В частности, в ответ на призыв Исполнительного директора МВФ К.Лагард лидеры стран БРИКС на встрече в Лос-Кабосе 18 июня 2012 года приняли консолидированное решение об участии своих государств в пополнении кредитных ресурсов Фонда на сумму 75 млрд долл. (КНР объявила о решении внести 43 млрд долл., Россия, Индия и Бразилия — по 10 млрд долл., ЮАР — 2 млрд долл.) В то же время следует подчеркнуть, что с учетом этого шага страны БРИКС ожидают от партнеров по МВФ и от его руководства более активных действий по реформированию Фонда.
Российское председательство в «Группе двадцати» в 2013 году, безусловно, отражает широкую консенсусную платформу всех участников этого форума, общее видение первоочередных задач по выводу мировой экономики на траекторию устойчивого развития. И в то же время в российской программе в полной мере учтены конкретные подходы стран с формирующейся рыночной экономикой, продвигаемые БРИКС. Прислушиваться к их голосу есть веские основания: в последние два десятилетия более 50 % прироста мирового ВВП приходилось на долю именно той группы государств.
Закономерно поэтому, что наши партнёры по БРИКС активно поддержали приоритеты российского председательства в «двадцатке». Основными из них являются стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики, укрепление доверия и транспарентности на рынках, эффективное регулирование на всех рынках.
Российское председательство выступает за объединение усилий партнеров во имя выработки решений, способных ускорить глобальный экономический рост и расширить занятость. Это сейчас самые неотложные задачи с учетом замедления темпов роста мировой экономики и сохранения безработицы на неприемлемо высоком уровне во многих регионах мира. С учетом тесной взаимосвязи проблем ускорения экономического роста и фискальной консолидации исключительно важна также разработка «двадцаткой» инициатив по совершенствованию национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом. Российское председательство также активно работает в пользу продвижения реформы МВФ. «Двадцатка» призвана дать политический импульс обоим направлениям такой реформы: выработке договоренностей о пересмотре структуры квот и голосов МВФ на основе новой формулы их расчета и распределения, а также ратификации государствами-акционерами Фонда решений Совета управляющих МВФ от 15 декабря 2010 года, фиксирующих основные параметры 14-го раунда реформы управления Фонда.
Критики БРИКС порой утверждают, что роль объединения в «двадцатке» и в мировой экономике в целом идет на спад из-за снижения темпов их роста в последнее время. Однако сравнение темпов роста экономики развитых западных стран и государств БРИКС в 2011-2013 годах (с учётом прогноза МВФ на текущий год) показывает сохранение значительного опережения стран БРИКС. Общий ежегодный темп их роста в указанный период составил 4,11 % против 1,37 % в развитых странах Запада (рассчитано по статистическим данным МВФ World Economic Outlook, October 2012).
Таким образом, «вес» стран БРИКС в мировой экономике, а значит, и в «двадцатке» по-прежнему увеличивается (вместе с ростом роли всей группы стран с формирующейся рыночной экономикой).
Участники БРИКС жизненно заинтересованы в сохранении и укреплении роли «Группы двадцати» как главного форума международного экономического сотрудничества участвующих в нем государств. Эта позиция вытекает из восприятия «двадцатки» как структуры глобального управления, которая наиболее адекватно отражает реалии многополярной экономики современного мира. Партнеры по БРИКС в то же время исходят из важности учета в работе «двадцатки» не только интересов участвующих в ней государств, но и всего международного сообщества. Участники БРИКС, ряд из которых входят в состав «Группы 77», Движения неприсоединения, региональных структур в Африке, Азии и Латинской Америке, хорошо осведомлены об этих устремлениях и стремятся адекватно отражать их в своих подходах к повестке дня «двадцатки». БРИКС в «Группе двадцати» действует не как группировка, преследующая некие эгоистичные интересы, а как авторитетный выразитель интересов большинства государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. БРИКС выступает за активный диалог «двадцатки» с ООН и ее специализированными организациями, региональными интеграционными объединениями. Такой диалог позволит укрепить легитимность «двадцатки» в глазах окружающего мира. А это усилит поддержку её решений не участвующими государствами, без чего сложно обеспечить достаточную эффективность действий «Группы двадцати».
Этот подход в полной мере реализует сейчас российское председательство через программу контактов в формате аутрич.
Опыт участия государств БРИКС в «двадцатке» показывает, что по мере дальнейшего укрепления их финансово-экономических позиций, развития конструктивного диалога с другими партнёрами по «Группе двадцати» будет расти вклад БРИКС в работу этого ключевого международного форума в сфере управления глобальной экономикой.
Источник: МИД России