Страны БРИКС выиграют от предстоящей реформы МВФ
В Вашингтоне открывается ежегодная весенняя встреча Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). По традиции, помимо министров финансов и глав Центробанков 188 стран-участниц, на ней соберутся бизнесмены, чиновники и ученые-экономисты со всего мира.
Официально встреча пройдет с 11 по 13 апреля 2014г., но отдельные мероприятия стартовали еще 8 числа, когда на форуме был представлен ежеквартальный доклад МВФ "Всемирный экономический прогноз".
МВФ понизил свой прогноз по росту мировой экономики до 3,6% в 2014г. и 3,9% в 2015г. По сравнению с январским докладом, обе оценки были понижены на 0,1 процентного пункта. За прошедший квартал произошел сначала обвал валют развивающихся стран, потом конфликт из-за Крыма между Россией и Западом. Все это повлияло на ожидания МВФ. Главный экономист фонда Оливье Бланшар также отмечает, что риски для роста экономики никуда не исчезли: это и незавершенность глобальных финансовых реформ, и значительный уровень долгов во многих странах, и высокая безработица.
МВФ отмечает важную тенденцию - "возврат" инвестиционного капитала из развивающихся стран в развитые экономики, где экономические условия стали более благоприятными. Как следствие, прогноз роста ВВП в России, Бразилии, Турции, ЮАР и других крупных развивающихся странах сокращен. МВФ ожидает, что экономика России вырастет в этом году на 1,3%, а в следующем - на 2,3%. В январском докладе цифры составляли 2% и 2,5% соответственно.
Роль развивающихся стран в мировой экономике может стать ведущей темой форума. Еще в 2010г. МВФ одобрил пакет реформ, расширяющий их влияние. Сейчас вес государства в МВФ зависит от квоты, рассчитываемой на основе базового количества голосов, владения резервными средствами SDR и размера экономики. Поскольку эти правила долгое время не менялись, к началу 21 века возник существенный дисбаланс между реальным экономическим состоянием стран и их влиянием при принятии решений в МВФ. К примеру, у Бразилии и Испании примерно одинаковый вес при голосовании в фонде. При этом бразильская экономика по паритету покупательной способности в 1,7 раза больше испанской (данные МВФ на 2012г.)
По новым правилам, квота развивающихся стран увеличится на 6 процентных пунктов. Больше всего от реформы выиграют страны БРИКС. За четыре года державы с более чем 75% голосов поддержали реформу, но для ее реализации требуется "супербольшинство" - 85%. США обладают пакетом в 16,75% голосов и продолжают блокировать реформу на уровне Конгресса. По сообщению агентства Inter Press Service, в обмен на утверждение реформ МВФ Палата представителей требует от американского Минфина не вводить ограничения на "темные деньги" (не декларируемые до выборов средства на избирательную компанию).
В январе 2014г. прошел очередной дедлайн принятия реформы МВФ, но позиция Конгресса США осталась неизменной. В конце февраля министры финансов и главы центробанков стран G20 ("двадцатка" считается "рупором" развивающихся стран) выпустили коммюнике с призывом к Конгрессу проголосовать за новые правила квот и голосов до очередной весенней встречи МВФ и ВБ. Поскольку никакого прогресса с тех пор не было, вопрос квоты может стать главным в ходе встречи представителей G20, МВФ и ВБ уже на самом форуме в Вашингтоне. В последнее время даже появились слухи о том, что МВФ может поставить вопрос о финализации реформы квот в обход США.
Глава МВФ Кристин Лагард уже призвала американский Конгресс провести ратификацию новых правил, в противном случае доверие к Соединенным Штатам будет "подорвано". Впрочем, на вопрос, стоит ли МВФ отходить от принципа лидерства США в организации, Лагард ответила - "пока нет".
Источник: РБК